Мошенничество – это своего рода расплата за массовую цифровизацию
Телефонное мошенничество процветает уже несколько лет, и конца ему не видно. Думаю, это связано с совокупностью нескольких факторов.
Во-первых, мошенничество – это своего рода расплата за массовую цифровизацию. Россия действительно достигла очень больших успехов в цифровизации всевозможных услуг, которые не требуют физического присутствия человека, начиная от покупки любых билетов и заканчивая банковскими операциями и кредитами. Соответственно, всё то, что предполагает осуществление услуги без физического контакта человека с некой организацией, несёт риски, связанные с защитой персональных данных. Грубо говоря, это само по себе создаёт возможность мошенничества.
В цифровизации Россия совершила огромный скачок. И если, скажем, посмотреть отзывы среди многих российских эмигрантов за последние год-полтора, то самые активные жалобы людей, уехавших даже в такие продвинутые страны, как Германия или Великобритания, на то, насколько отстают местные сервисы (банковские, цифровые и пр.) от российских. В России качество цифровых услуг, безусловно, выше на порядок.
Связано это с тем, что в той же Германии граждане очень беспокоятся о своих персональных данных. Поэтому немецкая система архаична, многие вещи делаются очень долго, все данные уничтожаются, до сих пор существуют бумажные документы. Немцы не хотят, чтобы такие данные хранились в цифровом формате и не дают на это согласия. Получается, что услуги оказываются хуже, меньше, дольше, но данные не утекают и шансов для мошенничества меньше.
Во-вторых, виновна в подобном и гипертрофированная роль в нашей жизни спецслужб, больших и маленьких, а их огромное количество. Причём это происходит на фоне постоянного ужесточения законодательства, запугивания людей. Того посадили за одно, другого за другое, — люди перестают понимать вообще, что разрешено. Есть известная поговорка: закон что дышло, и она появилась не сегодня. С доверием к силовикам в России всегда было плохо. Любой социолог скажет, что наши люди не любят правоохранительные органы, не доверяют им и даже боятся.
Гражданин не может узнать ничего по закону о персональных данных, потому что данные якобы защищены, но эти же данные легко продаются на чёрном рынке. И когда мы заселяемся в гостиницы, идём в банки и пр., понятно, что все эти данные совершенно спокойно циркулируют в мошеннической среде. Все данные про нас продаются и покупаются.
Постоянные утечки данных плюс страх гражданина и непонятность правовых рамок расширяют поле для мошенничества. Соответственно, человек испытывает состояние шока, особенно, если мошенники представляются силовиками, а в состоянии шока человек не всегда ведёт себя рационально, к тому же не хватает элементарной юридической грамотности.
Сочетание этих факторов и создаёт нишу для телефонных мошенников. С одной стороны, они пользуются возможностью совершать за граждан какие-то сделки, что даёт сама цифровизация, а психологически они используют крайнюю репрессивность норм, постоянно меняющихся и непонятных гражданам, и инфернальность страха граждан перед любыми силовиками, будь то «служба безопасности Сбербанка» или какой-то «оперуполномоченный», который звонит по телефону.
Если бы государство вело себя по-другому и не перегибало палку в разных видах насилия над гражданами, может быть, люди относились бы лучше и не так бы боялись силовых структур. Играет роль в этом также и низкая правовая грамотность людей, особенно пожилых, и низкая финансовая грамотность, и многое другое.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.