Появление новых лиц, в частности, певца Шамана с песней «Я русский», — это в целом всегда хорошо
Появление новых лиц, в частности, певца Шамана с песней «Я русский», — это в целом всегда хорошо
По логике вещей тянет сказать, что волна патриотизма сегодня — устойчивый тренд. Но как ложится реальное утверждение на волну общественного восприятия, сказать сложно. Скажем, афганские песни в определенном срезе и в определенных группах получили популярность, но то, что мы называем большой эстрадой, их не исполняла. Насколько это будет транслироваться большими СМИ, информационными и аудиоплощадками, будет зависеть от многого. Во всяком случае, в эпоху 1940-х годов все такие песни очень быстро выходили на радио и получали большее распространение, но там в целом было больше людей втянуто в этот процесс. Поэтому на это ответит только жизнь.
Появление новых лиц, в частности, певца Шамана с песней «Я русский», — это в целом всегда хорошо. Если бы песня «Я русский» прозвучала публично 20—25 лет назад, это было бы просто замечательно. Сейчас можно сказать о некой запоздалости, потому что был момент, когда стояла задача отрешиться от представления, что русский — это что-то такое вторичное, и вернуть национальную гордость. Сейчас же стоит задача собирания разных народов и разных республик, отпавших от страны.
Тут на днях была интересная полемика Соловьева с одним из участников его вечера, который говорил о теме возвращения идентичности, на что Соловьев сказал: почему вы говорите русские? Они могут быть советские. И участник отвечает, что ведь советские — это недолго, и это другое. Соловьев же сказал, что сколько ни искал, не мог найти ни одного ветерана Куликовской битвы, а ветераны Сталинградской битвы еще живы.
Здесь такая достаточно точная грань: сказать «я русский» и гордиться этим — это абсолютно правомочно, но стоит вопрос интеграции тех, кто хорошо относился к русскому началу, и при этом сохраняет какую-то свою идентичность. Быть русским — это замечательно. Но одна из основных характеристик русской цивилизации всегда была в том, чтобы не исключать чужие народы, а собирать их, устанавливая братство народов.