Войны всегда давали пищу для творчества
Войны всегда давали пищу для творчества
Каждая война — как крупная, так и не очень — порождала в России волну поэзии, прозы, музыки, изобразительного искусства, и т. д. Это относится не только к Отечественной, Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войнам, но и к многочисленным русско-турецким, к афганской, чеченской... Военная тема занимала видное место в творчестве Ломоносова и Державина, Батюшкова и Федора Глинки, Дениса Давыдова и Федора Тютчева, наконец, поэтов Серебряного века (Первая мировая) и советских классиков.
Неудивительно, что и война на Донбассе с 2014 года, и современный этап СВО находят богатое отражение в нашей поэзии, музыке, живописи; есть примеры и в кинематографе. Разумеется, качество произведений здесь, как всегда, неодинаковое. Есть вещи заведомо слабые (сюда относится и клип SHAMAN'а), есть безусловно сильные (многие стихи Анны Долгаревой, Акима Апачева, Игоря Караулова). Хорошо, что Захар Прилепин ведет своеобразный учет творчества на военную тему. Есть и примеры донбасской прозы, например, Александр Пелевин. Этот пласт уже навсегда останется в русской культуре, наряду с иными пластами. Замечу, впрочем, что совершенно новых имен 2022 год пока что дал немного, в основном это имена, известные с 2014 года. Хотя чем дальше, тем больше мы узнаем и новых лиц.
Нужно подчеркнуть, что войны всегда давали пищу для творчества не только и не столько в духе пафосных гимнов и од (хотя и этот жанр будет всегда, наряду с еще одним типично солдатским — сатирическим), сколько в ключе размышлений о человеке и его месте в мире, о жизни и смерти, жертвенности и бессмертии. Лучшие произведения о нынешней войне, как и всех предыдущих, посвящены именно этим вечным темам.
Что касается госзаказа, то в наши дни он должен выполнять ту роль, которую играло меценатство монархов в XVIII—XIX веках: поддерживать такие произведения, создание которых требует крупных финансовых вливаний и длительного срока. Это, безусловно, не литература и не музыка. Это живопись, видеоклипы и особенно полнометражные фильмы.
Финансирование фильмов о войне на Донбассе — вот что остро требуется от госзаказа. Режиссер Владимир Бортко уже несколько лет ходит с готовым сценарием и не получает государственного финансирования. Таких постыдных явлений больше быть не должно, Бортко однозначно заслушивает поддержки. Заслуживают ее и молодые режиссеры: вспомним, сколько препятствий в съемках и прокате встречали еще до 2022 года фильмы «Ополченочка» и «Солнцепек», а ведь таких фильмов должно теперь стать намного больше. Именно для этой адресной цели, на мой взгляд, и нужна государственная поддержка патриотического искусства.
Что касается литературы, то пишется она исключительно по вдохновению, но наличие государственных премий и наград писателям тоже было бы нелишним.