В январе нынешнего года портал нормативных правовых актов РФ опубликовал законопроект "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", разработанный Министерством культуры. Принятие проекта встретило враждебную реакцию в среде театральной общественности. С критикой законопроекта выступил известный актер и театральный деятель Александр Калягин, народный артист РСФСР, ныне председатель Союза театральных деятелей России. 31 января Александр Александрович опубликовал заметку, в которой высказал мнение, что ряд положений нового закона будет препятствовать свободному развитию искусства. Позицию Калягина поддержали целый ряд известных московских театральных режиссеров.
Возникает вопрос, что опасного нашла столичная театральная общественность в таком понятии, как «традиционные ценности».
Суть критики Калягина
В последний день января на портале Союза театральных деятелей Российской Федерации был размещён текст Александра Калягина с прямой критикой ряда положений проекта Указа Президента "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". В этом документе, по словам Александра Александровича, доказывается, "что государственная поддержка культуры и образования - невозможна без установления дополнительного контроля".
Председатель Союза театральных деятелей России уверен: все меры по установлению контроля над искусством будут препятствовать его дальнейшему развитию.
"Как видно из текста проекта: все, что не связано с сохранением традиционных ценностей, не нужно, более того, запретно", - возмутился Калягин.
"А как же тогда будет развиваться культура? А как же тогда эффективно доносить свои традиционные ценности и повышать роль России в мире без постоянного развития художественного языка? А как же тогда при готовящемся контроле, а попросту говоря, цензуре (запрещенная, напомню, нашей Конституцией -- авт.), будет осуществляться творческий эксперимент?", - задался он риторическими вопросами.
Калягин подчеркнул, что зерно искусства, зарождающееся в ходе эксперимента, является ни чем иным, как отражением самой жизни с её постоянным движением, плюсами и минусами. Режиссёр отметил, что новые корректировки законопроекта отбирают у творческой интеллигенции право на выход за рамки и стереотипы, "замораживает" его цензурой и сохранением "того, что объявлено традиционным".
"Вопросов очень много. А главный вопрос: кому это все нужно?", - заключил список своих замечаний Александр Калягин.
Поддержка коллег
Критика Александра Калягина, как мы уже говорили, получила поддержку коллег, в частности, представителей Большого театра, "Современника", МХТ им. Чехова и "Сатирикона". 3 февраля на портале Союза театральных деятелей РФ было опубликовано открытое письмо, составленное руководителями театров России в поддержку высказанной Калягиным позиции по поводу новых положений Проекта Указа Президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
"Уважаемый Александр Александрович! Мы выражаем поддержку Вашей позиции в отношении Проекта Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»", - заявили авторы письма.
Художественные руководители российских театров, в числе которых Ирина Апексимова, Владимир Урин, Евгений Миронов, Денис Азаров, Константин Райкин, Евгений Писарев, Константин Хабенский, Виктор Рыжаков, Константин Богомолов и другие, отметили, что "основные положения обсуждаемого документа полностью дублируют другой, уже подписанный Указ Президента РФ – от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»".
Авторы также подчеркнули - ряд положений обсуждаемого проекта являются дублем другого Указа Президента РФ от 24 декабря 2014 года, "где в качестве одной из целей государственной культурной политики четко заявлена «передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения»".
"Нам представляется, что предложенный Проект Указа не может положительно повлиять на общество и граждан, на ученых, педагогов, деятелей искусства. Его принятие никоим образом не будет способствовать сохранению и приумножению духовно-нравственных ценностей, воспитанию патриотизма и любви к нашей Родине. Мы подписываемся под тем, что действующих правовых актов вполне достаточно для регулирования этой сферы общественных отношений", - резюмировали суть письма поддержки Калягину главы российских театров.
Цензура или нравственные ориентиры?
На критические высказывания Калягина и солидаризацию с ними ряда московских деятелей культуры встречной критикой отреагировал директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева Владимир Аристархов.
"Прежде всего поражает уверенность господина Калягина в том, что творческий эксперимент, равно как и отражение жизни, и развитие художественного языка возможны только на пути борьбы с традиционными ценностями", - сообщил Аристархов телеканалу РБК.
Руководитель института им. Д.С. Лихачёва, сообщает РБК, особо отметил -- "нравственные ориентиры, определяющие наши границы должного и недопустимого, приемлемого и неприемлемого, добра и зла, наконец», они не диктуют художественные формы или способы отражения жизни. «Но никакая новизна форм не может стать оправданием для кощунственного, противоречащего нашим представлениям о добре и зле содержания".
Владимир Аристархов заявил, что власть не имеет права и не станет запрещать деятелям культуры, как и любым гражданам, иметь собственное мнение насчёт традиционных ценностей, а также "придерживаться тех или иных ценностей, традиционной или нетрадиционной ориентации, равно как и создавать художественные произведения в соответствии со своей ориентацией".
"Однако право на свободу творчества «никак не предполагает обязанности государства финансировать все подряд и давать деньги на все то, что Калягин, его коллеги или кто-то еще объявит «искусством»", - цитирует слова Аристархова РБК.
Взгляды экспертов на ситуацию
Ряд независимых экспертов поделись с PublicO своим мнением, "Почему деятели культуры протестуют против пропаганды традиционных ценностей?".
Филолог, политолог, писатель, журналист и драматург Денис Драгунский выразил солидарность с критикой Александра Калягина, и высказал убеждение, что в данном случае речь идёт о введении жёсткой цензуры.
"Есть опасение, что театрами, кино и литературой будут руководить некие «хранители традиционных ценностей». Это, на мой взгляд, абсолютно недопустимо. Кроме того, присутствует какая-то путаница с понятиями. Перечисленные в указе ценности на 90% являются не «традиционными российскими», а, извините, «общечеловеческими». Вообще же «традиционные ценности» - это нечто в принципе иное, это ценности «традиционной» (она же «деревенская») культуры. В противовес ценностям индустриального («городского») общества", - сообщил Драгунский PublicO.
"Да, за этим скрывается самое, пожалуй, фундаментальное противостояние: свободы и рабства. Кого-то бесит сама идея свободы, сам вид свободно творящего художника. Хочется заколотить его творчество в колодки указов и распоряжений. О, да, вот эта ненависть к свободе творчества - это и есть самая что ни на есть «традиционная» ценность в её самом затхлом и агрессивном виде, «а то чё он не как все»", - подчеркнул драматург.
В противовес мнению Дениса Драгунского, богослов, философ, публицист, российский политик, народный депутат РСФСР (1990—1993), действительный государственный советник 1-го класса Виктор Аксючиц заявил, что Калягин и Ко подвержены влиянию Запада и не в состоянии объективно оценить традиционные русские ценности.
"Творческая интеллигенция в России, эти праправнуки птенцов гнезда Петрова, в основном, всегда ориентирована на Европу и Запад и составляет определенную оппозицию власти, причем какой бы сама эта власть ни была. Это было и в Российской империи, эта ориентация сильна и сейчас у многих представителей творческой интеллигенции. Они заражены ценностями, которые импортируются с Запада и не понимают, не знают, не в состоянии оценить традиционные русские ценности", - заявил Аксючиц.
"Эти люди производят продукт, им нужен читатель и зритель. Им нужно сделать так, чтобы «пипл хавал», чтобы была эротика, секс, разврат, кровь. Поскольку у нас сейчас время бизнес-культуры, на этом зарабатываются деньги куда лучше, чем на классике. Для таких людей установка государства на защиту традиционной культуры – нож по их творческой деятельности. Вот эти две доминанты и проявились в заявлении Александра Калягина и других его коллег", - подытожил философ в рамках экспертных дебатов PublicO.
Получается так, что сегодня мы наблюдаем столкновение двух фундаментально противоположных друг другу точек зрения в российском искусстве -- традиционной русской и прозападной. Данное противостояние, впрочем, не является чем-то новым - споры такого рода – между архаистами и новаторами, славянофилами и западниками - периодически вспыхивали в разные годы на протяжении всей истории России, начиная, по крайней мере с XVII века.
Елена Островская, специальный обозреватель PublicO