ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Алкоголь, МВД, Клишас и он-лайн торговля
Фото Федерал Пресс
Автор: Екатерина Винокурова, специально для PublicO.

Алкоголь, МВД, Клишас и он-лайн торговля

В России идет дискуссия вокруг законопроекта главы конституционного комитета Совета Федерации Андрея Клишаса о легализации онлайн-продажи алкоголя: против выступает МВД.

Напомним, что сенатор Клишас направил в правительство проект легализации онлайн-продажи алкоголя в середине июня. Клишас предлагает создать отдельный реестр сайтов компаний, которые могут осуществлять дистанционную розничную продажу алкогольной продукции, за включение в который компании должны платить госпошлину.

Чтобы купить алкоголь на сайте, пользователь должен будет заключить договор, подтвердив перед этим свой возраст с помощью учетной записи в государственной Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Вторичная проверка возраста происходит во время передачи алкоголя покупателю в формате QR-кода на экране его телефона или числового кода. Возраст можно будет также подтвердить с помощью документа, который позволяет это сделать (паспорт, водительские права и др.). Если покупатель не сможет подтвердить свой возраст, то договор купли-продажи расторгается. В таком случае деньги возвращаются ему не позднее чем через десять дней.

Кроме критерия возраста в законопроекте прописано, что доставка алкогольной продукции осуществляется в жилые или нежилые помещения, либо в места поблизости от них. Однако доставка в нежилые помещения производится только при условии, если в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или документах технического учета сказано, что там может располагаться офис. При этом региональные власти вправе сами устанавливать ограничения по времени, условиям и местам продажи алкогольной продукции через интернет.

При этом «Ведомости» выяснили, что МВД раскритиковало инициативу.

Ослабление госконтроля за продажей спиртного, сообщает МВД в заключении, «не позволит обеспечить соблюдение действующих запретов на его приобретение несовершеннолетними и в ночное время, создаст условия для сбыта нелегально произведенных спиртных напитков, представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей».

Кроме того, МВД выступило против введения уголовной ответственности за нарушения при онлайн-продаже алкогольных напитков в интернете. Согласно инициативе Клишаса, за неоднократную и незаконную розничную торговлю алкоголем в интернете виновным может грозить штраф в размере от 250 000 до 500 000 рублей или в размере дохода нарушителя за 1–3 года либо исправительные работы на срок от года до двух лет.

Клишас в своем телеграм-канале https://t.me/andreyklishas ответил МВД:

«Отсутствие любого госконтроля за нелегальной интернет торговлей алкоголем в настоящее время, 24 часа в сутки, потребителям любого возраста, без всяких ограничений торговля контрафактной алкогольной продукцией через интернет — это реальность сегодняшнего дня, которую МВД старается просто не замечать (любой может это проверить со своего гаджета). Как можно ещё ослабить госконтроль в данных условиях - знает только МВД, похоже».

Сенатор ответил Publico на вопрос, не могут ли выступить против его инициативы торговые сети, так как некоторые могли ошибочно понять, что Клишас выступает за легализацию ночной торговли алкоголем через доставку.

Сенатор Клишас подчеркивает, что его законопроект исключает возможность как продажи алкоголя несовершеннолетним, так и продажу в ночное время.

«Против конструкции, когда доставка возможна после разрешенного в рамках традиционной розничной торговли времени будут не только торговые сети, но и, в первую очередь, я, как представитель законодательного органа государственной власти», - говорит Клишас.

Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков поддерживает инициативу Клишаса.

«Во-первых, сейчас интернет-торговля алкоголем запрещена, как будто она сама по себе представляет что-то плохое: начнут заказывать по ночам, будут заказывать дети. Но это элементарно верифицировать, а в некоторых удаленных районах России вообще нельзя купить именно качественный алкоголь, так как в магазинах нет соответствующего ассортимента. Для таких территорий интернет-торговля алкоголем с доставкой – это возможность повысить именно качестве потребления. Второе – возможность онлайн-торговли стимулирует развитие рынка, активизирует те же маркетплейсы, позволит повысить конкуренцию, контролировать качество. Единственные издержки, которые есть – это то, что ситуацией могут воспользоваться несовершеннолетние, но сомневаюсь, что запрет на такую торговлю – это путь, который исключит такую вероятности. Надо идти по пути общего повышения качества рынка», - говорит Гращенков.

Юрист, экс-член Общественной палаты Илья Ремесло согласен, что легализовать торговлю безусловно нужно, так как она и так происходит, часто под негласным покровительством правоохранителей.

«Речь ставится о легализации, что позволит устранить «паленый» алкоголь, и торговцы будут платить налоги. То есть серая отрасль бизнеса станет прозрачной. Найти какие-либо здравые возражения против этой идеи Клишаса сложно – но МВД очень старается. Тем самым показывая, что у ведомства возможно есть странный «интерес» в этой теме. «Это наша корова и мы её доим».

Есть такой бюрократический закон – любое правоохранительное ведомство не заинтересовано в уничтожении того незаконного бизнеса, который оно должно пресекать. Ведь тогда будет меньше влияния, меньше бюджетов, меньше возможностей красиво отчитываться руководству. Ну, и доходы борцов с преступностью резко упадут.

Это правило действует всегда, и законопроект Клишаса показал его справедливость в отношении нелегальной продажи алкоголя. Посылаем Клишасу лучи поддержки, ибо бороться с системой по таким вопросам крайне тяжело», - полагает Ремесло.

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов говорит, что есть мировой опыт, который можно и нужно использовать у нас.

«Обычно в мировой практике правом продавать алкоголь через интернет обладают те же субъекты, которые имеют право на розничную продажу алкогольной продукции. При этом доставка продукции должна осуществляться только в период времени, когда возможна розничная продажа алкоголя в магазине, и только при предъявлении удостоверения личности, подтверждающего возраст покупателя.

Кроме того, мировой опыт показывает, что нет больших сложностей в соблюдении стандартных правил торговли алкоголем.  Когда реализация происходит через интернет, работают те же правила.

Онлайн-торговля работает в двух вариантах: домашняя доставка и click & collect (заказ с самовывозом).

Второе есть и у нас. Первый формат позволяет минимизировать риски, связанные с выходом на улицу тех, кому «не хватило».

Что же касается проблемы продажи несовершеннолетним, то везде действует стандартное правило: курьер может не проверять, тот ли это человек, что заказал и получил товар, но он должен возраст принимающего заказ проверить. А если у него есть сомнения в совершеннолетии получателя, попросить подтверждающий возраст документ.

Чего, казалось бы, проще? Не бежать в магазин самому, а заказать доставку? Лично я за. Удобно и безопасно», - считает Виноградов.

Есть у инициативы и публичные противники. Лидер движения НОД, депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Федоров считает, что продажу алкоголя в стране надо не увеличивать, а наоборот, вводить новые ограничения.

«У нас большая проблема с продолжительностью жизни, демографией, плохим состоянием здоровья нации, смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний. Алкоголь и курение – наши враги. Надо налаживать нормальную жизнь и снижать их потребление, а значит, разрешать онлайн-продажу нельзя», - высказывает свое мнение Федоров.

 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров