Илон Маск вновь подтверждает свою репутацию делового радикала, объявив о намерении сделать полностью платным пользование всех сервисов приобретенной им год назад социальной сети Х (бывший Twitter). Напомним, что доступ к Twitter в России был ограничен по требованию Генпрокуратуры с 24 февраля 2022 года. Блокировка не снята и после переименования в Х, так как Роскомнадзор считает, что соцсеть обеспечивает доступ к ряду запрещенных в РФ материалов.
Но и до всех этих банов Twitter в нашей стране пользовался не очень большой популярностью. Поэтому все грядущие реформы Маска для нас имеют интерес лишь в той части, насколько они станут – или не станут - образцом для копирования другими.
Представить себе мир с платными социальными сетями мы сегодня не в состоянии. Но это всего лишь особенности человеческой психики, с трудом воспринимающей перемены. Мы и мир вообще без соцсетей представить не в состоянии – а ведь еще лет 15-20 назад он таким и был.
Фото ФедералПресс
Хоть Маск и заплатил за Твиттер 44 млрд дол, для него это все-таки непрофильный актив. Оттого он так рьяно и запускает в нем разные новшества, не особо заморачиваясь негативным восприятием их со стороны пользователей. Возможно, ему просто интересно проверить пределы выносливости аудитории, и если «кобыла» сдохнет, то, значит, не судьба.
Сомнительно, что публика с оптимизмом воспримет аргументацию Маска, что плата нужна для борьбы с ботами. Подумаешь, скажет среднестатистический пользователь, мы уж к этому привыкли, легче не обращать внимание, чем оплачивать борьбу с ними. И уйдет куда-нибудь еще, благо есть куда. Помимо 12 крупнейших соцсетей (туда входят и наши ВКонтакте и Одноклассники), в мире существует несколько сотен менее раскрученных, но готовых принять перебежчиков, сетей. Другие соцсети это прекрасно понимают и вряд ли будут «репостить» коммерческие инициативы Маска.
Тем более, что уже отработаны менее болезненные для пользователей, но вполне эффективные способы заработка на соцсетях. Спросите Павла Дурова. Обжегшись на экзотике при попытке создать блокчейн-платформу TON, он перешел к более традиционным методам. Реклама на платформе Reklamist, продвигаемая с 2021 года премиальная подписка Telegram Premium с рядом эксклюзивных опций дают Дурову весьма недурной доход и повышают капитализацию всего ресурса.
Телеграм о введении полностью платного сервиса и не заикается. Но вот не пойдут ли другие соцсети, вопреки логике, по стопам Маска и его Х, вероятна ли дальнейшая коммерциализация соцсетей, куда деваться не готовым к этим новшествам пользователям – об этом сегодня размышляют эксперты PublicO.