Эта
шемякинская композиция появилась в сквере 800-летия Москвы в 2001 году. В ней
15 скульптур. В центре – двое детишек с завязанными глазами. У их ног лежат
сказки Пушкина, а вокруг – фигуры монстров, олицетворяющих «взрослые» пороки. Среди
них пропаганда насилия (фигура торговца оружием) и война (фигура рыцаря в
доспехах, с крыльями и в противогазе).
Сам Михаил
Шемякин говорил об этом так: «Композиция задумывалась и осуществлялась мною,
как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я,
как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть
то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо
задуматься».
22 года
назад это воспринималось, как напоминание о побежденном зле. Сегодня, признаем,
отношение к символу другое.
30 августа прошлого
года министр просвещения Сергей Кравцов объявил, что с нового учебного года во
всех школах РФ каждый понедельник будет начинаться с поднятия флага, пения
гимна и внеклассных уроков «Разговоры о важном». Цель - сформировать у
школьников гордость за Россию.
Вполне
достойная мотивация. Но скептики возразят, что гордость за страну формируется
не только в школе. Как объяснить ребенку, которому только что рассказали о
нашем великом прошлом, почему в мусорном контейнере за магазином копаются
пенсионеры? Или почему в его деревенском доме туалет на улице?
Мировоззрение
ребенка формируется из того, что он видит перед собой. Если это доброта и
эмпатия, то он станет добрым и отзывчимым. Если война и нищета – то нормы его
поведения будут определены именно этими категориями.
И когда в
сетевом магазине на продажу выставлены пилотки, гимнастёрки и автоматы для
двухлетнего младенца, то, вероятно, взрослые хотят вложить в него систему
ценностей послушного воина. Психологи высказываются против, полагая, что
романтизация войны недопустима. А коммерсанты в данном случае ловят
конъюнктуру. На государственном уровне тема поощряется, у граждан интерес есть.
И вот, председатель Ассоциации производителей детских товаров Михаил Ветров уже
предлагает наладить выпуск игрушек для детей,
посвящённых истории специальной военной операции.
А министр
Кравцов снова с инициативой: со следующего учебного года в школах вновь вводится
дисциплина «Начальная военная подготовка». Депутаты Госдумы поддерживают: НВП
повысит «планомерную подготовку граждан к возможному противостоянию с врагом».
Для тех же, кто не хочет ждать до сентября – уже действуют «Юнармия» и
«Вагнерёнок».
Вероятно,
нам с советских времен присуща склонность к милитаризации детства. В первом
классе я читал книжку «Мои защитники». Собирал модели танков и самолетов. Были
у меня солдатики. И индейцы, которых у нас в стране не производили. У некоторых
мальчишек были даже разборные, но в нашей среде особенно ценились «резиновые» –
сделанные из мягкого цветного материала.
И, всё-таки, мне больше нравились не солдатики и не танки, а модели легковых автомобилей. И мои сыновья коллекционировали уже их. Чему мы научим следующее поколение?