ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
«Дети – жертвы пороков взрослых»
Автор: Илья Колосов, PublicO

«Дети – жертвы пороков взрослых»

Эта шемякинская композиция появилась в сквере 800-летия Москвы в 2001 году. В ней 15 скульптур. В центре – двое детишек с завязанными глазами. У их ног лежат сказки Пушкина, а вокруг – фигуры монстров, олицетворяющих «взрослые» пороки. Среди них пропаганда насилия (фигура торговца оружием) и война (фигура рыцаря в доспехах, с крыльями и в противогазе).

Сам Михаил Шемякин говорил об этом так: «Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься».

22 года назад это воспринималось, как напоминание о побежденном зле. Сегодня, признаем, отношение к символу другое.

30 августа прошлого года министр просвещения Сергей Кравцов объявил, что с нового учебного года во всех школах РФ каждый понедельник будет начинаться с поднятия флага, пения гимна и внеклассных уроков «Разговоры о важном». Цель - сформировать у школьников гордость за Россию.

Вполне достойная мотивация. Но скептики возразят, что гордость за страну формируется не только в школе. Как объяснить ребенку, которому только что рассказали о нашем великом прошлом, почему в мусорном контейнере за магазином копаются пенсионеры? Или почему в его деревенском доме туалет на улице?

Мировоззрение ребенка формируется из того, что он видит перед собой. Если это доброта и эмпатия, то он станет добрым и отзывчимым. Если война и нищета – то нормы его поведения будут определены именно этими категориями.

И когда в сетевом магазине на продажу выставлены пилотки, гимнастёрки и автоматы для двухлетнего младенца, то, вероятно, взрослые хотят вложить в него систему ценностей послушного воина. Психологи высказываются против, полагая, что романтизация войны недопустима. А коммерсанты в данном случае ловят конъюнктуру. На государственном уровне тема поощряется, у граждан интерес есть. И вот, председатель Ассоциации производителей детских товаров Михаил Ветров уже предлагает наладить выпуск игрушек для детей, посвящённых истории специальной военной операции.

А министр Кравцов снова с инициативой: со следующего учебного года в школах вновь вводится дисциплина «Начальная военная подготовка». Депутаты Госдумы поддерживают: НВП повысит «планомерную подготовку граждан к возможному противостоянию с врагом». Для тех же, кто не хочет ждать до сентября – уже действуют «Юнармия» и «Вагнерёнок».

Вероятно, нам с советских времен присуща склонность к милитаризации детства. В первом классе я читал книжку «Мои защитники». Собирал модели танков и самолетов. Были у меня солдатики. И индейцы, которых у нас в стране не производили. У некоторых мальчишек были даже разборные, но в нашей среде особенно ценились «резиновые» – сделанные из мягкого цветного материала.

И, всё-таки, мне больше нравились не солдатики и не танки, а модели легковых автомобилей. И мои сыновья коллекционировали уже их. Чему мы научим следующее поколение?  

Новости партнеров