15 июля 2022 года Государственная дума РФ в первом чтении приняла поправки в закон «О рекламе». Автор проекта поправки - депутат ГД РФ от фракции «Единая Россия» Артем Кирьянов. Депутат предложил ввести единого оператора цифровых рекламных конструкций и всех электронных объявлений в интернете. При этом оператор должен быть частным.
Несмотря на критику проекта поправки и высказанных во время дебатов сомнений, законопроект о поправках в закон «О рекламе» был принят в первом чтении - 266 депутатов проголосовали «за» при 95 «против» и 4 воздержавшихся. Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин, выслушавший все прозвучавшие сомнения и возражения, отметил, что ко второму чтению надо «четко сориентировать законопроект для того, чтобы от нас ушли те, кто ведут себя недружественно». «Придут наши компании, российские, отечественные. Вот здесь мы должны отстоять это право. Вот здесь не должно быть монополии, все должно быть прозрачно», — подчеркнул он.По его словам, необходимо защищать отечественный бизнес и сделать все для того, чтобы в нынешней ситуации он получил поддержку и преференции.
Для внесения поправок в законопроект остается 30 дней (согласно документам на сайте Госдумы, этот срок истекает 13 августа текущего года). За это время инициатива должна быть несколько видоизменена в интересах российского бизнеса.
Вопросы по законопроекту
Остаются, между тем, вопросы. Как рекламный бизнес будет регулироваться? Кем окажется тот самый единый оператор? Какими будут последствия принятия законопроекта? Как закон скажется на наших предпринимателях? Почему вообще оператор должен быть частным, а не государственным?
Главный аргумент в пользу поправок звучит так: в рекламных объявлениях могут появляться антироссийские высказывания. Однако во время обсуждения автором инициативы не было приведено ни одного примера такого случая. Автор документа депутат Артем Кирьянов предлагает, чтобы информация на цифровых баннерах размещалась исключительно через специальный сайт, который создаст и будет контролировать единый оператор. Этот оператор не только будет заниматься верификацией контента и защитой персональных данных, но и по требованию властей удалять рекламу. Также оператор будет нести ответственность за объявления о продаже и услугах от частных лиц. Они смогут размещать объявления исключительно через сайт единого оператора.
Кирьянов считает, что документ позволит нивелировать эффект от санкций и защитить рекламные баннеры от хакерских, или хулиганских действий.
Согласно документу, сервисы объявлений с большой аудиторией должны будут установить единый измеритель аудитории и разместить форму для взаимодействия с Роскомнадзором, а в капиталах компаний иностранцы не смогут владеть долей более 20%.
Против принятия поправки было составлено обращение: как пишет AdIndex, открытое письмо председателям обеих палат парламента и премьер-министру РФ подписали более 60 представителей компаний рекламной индустрии. Ранее участники рынка, опрошенные «Газетой.Ru», также охарактеризовали законопроект негативно и сочли его угрозой не только для бизнеса, но и для региональных бюджетов, и для экономики в целом, и для внешнего вида российских городов. Один из аргументов авторов обращения: единый оператор сможет устанавливать цифровые рекламные конструкции на всех ключевых локациях в каждом субъекте федерации и ставить монопольно высокую цену за размещение рекламы.
Документ затрагивает две не связанные между собой индустрии – наружную рекламу и классифайды, то есть размещение объявлений частных лиц в интернете, полностью перераспределяя данный рынок в пользу нового игрока, единого оператора в сфере наружной рекламы и фактически лишая таким образом существующих представителей данной индустрии своего бизнеса.
Критика законопроекта со стороны рекламных компаний
Наиболее жесткую позицию против поправок занимает платформа Avito. Ею сейчас владеет нидерландская компания Prosus, которая с мая ищет покупателя на свою долю в сервисе. Сообщалось, что активами заинтересовалась VK. Депутат Госдумы Антон Горелкин подчеркнул, что сделка Avito с VK была бы "оптимальным решением".
Авито поясняет, что компания создана в России, работает в стране 15 лет и является российским юрлицом. Все технологические сервисы Авито расположены на территории РФ. Данные хранятся на российских серверах и с соблюдением законодательства РФ. "Акционеры Авито не имеют и никогда не имели доступа к данным пользователей. Нам одним из немногих удалось успешно противостоять всем DDoS и кибератакам. За 15 лет существования в Авито никогда не было зафиксировано утечек данных", - пояснили в пресс-службе компании.
Конечным акционером компании является южноафриканский фонд, который не относится к недружественным странам, а входит в БРИКС. Весной акционер полностью передал управление локальной команде топ-менеджмента, вся прибыль компании остается в стране. При этом Авито является одним из крупнейших российских налогоплательщиков и работодателем. Все финансовые операции и инвестиции Авито осуществляет внутри России.
Как считают критики законопроекта, несмотря на уверения о том, что деятельность единого оператора никак не затронет объекты культурного наследия, из текста законопроекта следует обратный вывод. Он выводит единого оператора из-под действия стандартов: как безопасности, так и стандартов использования памятников архитектуры и культурно-исторического наследия. Даже представитель «Единой России» Николай Будуев отметил, что закон, по сути, наделяет привилегиями одну избранную компанию: «Она будет государственная или частная? Если частная, тогда вопрос - почему она без торгов будет забирать все самые привлекательные места в регионах по своему усмотрению на 30 лет? При этом без учета регламентов технической безопасности, без учета архитектуры и культурного наследия. Региональные власти будут спрашивать разрешения у этой компании - могут ли они поставить те или иные материалы, или нет. Этот закон был согласован с регионами, ФАС и отраслевым сообществом или нет?» — поинтересовался он.
Выяснилось, что подобного согласования не проводилось, хотя авторы инициативы допустили, что по указанным темам дискуссия может возникнуть в дальнейшем.
Адэль Сафина, обозреватель PublicO.