ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Глобальное соглашение по метану: почему Россия в нем не участвует?

Глобальное соглашение по метану: почему Россия в нем не участвует?

unsplash.com

2 ноября Президент США Джо Байден, выступая на 26 конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26) в Глазго, объявил, что более 90 стран согласились с глобальной инициативой США и Евросоюза, которая предполагает снижение выбросов метана в атмосферу на 30% к 2030 году. К соглашению не присоединились Китай, Россия и Индия, входящие в первую пятерку стран по уровню выбросов метана.

Что предлагает Байден?

Впервые пакт о сокращении выбросов метана был анонсирован США в сентябре этого года. К нему сразу присоединились 9 стран, в первую очередь члены ЕС и Канада. Еще 24 страны – в октябре. К конференции в Глазго это число уже достигло почти 100. При этом, по словам Байдена, в их число вошли 15 из 30 стран с наибольшими объемами выбросов. Пакт на данный момент покрывает 60% мирового ВВП и 30% мировых выбросов метана.

Как сообщал в октябре портал Neftegaz.ru: «В ближайшие недели Соединенные Штаты выпустят нормативы по метану в нефтегазовой отрасли, а в конце 2021 г. Европейский Союз представит подробное законодательство по метану. Как заявил министр климата Д. Уилкинсон, Канада также внесет закон о сокращении выбросов метана в нефтегазовом секторе как минимум на 75% к 2030 г. по сравнению с уровнями 2012 г. Посланник России по климату Р. Эдельгериев сказал, что страна проанализирует эту инициативу, но не подтвердил, присоединится ли она».

Россия до сих пор так и не присоединилась к глобальной инициативе. Зато в соглашение вошла Бразилия, которая по данным Climate Watch Data также входит в число стран – лидеров по выбросам метана в атмосферу, наряду с Китаем, Россией, Индией, США, и странами Евросоюза. Как отмечается, на эти шесть регионов приходится около 50% мировых выбросов метана.

Пока страны, ставшие участниками соглашения, только разрабатывают программы, позволяющие снизить выбросы метана в атмосферу на 30% к 2030 году по сравнению с уровнем 2020 года. Однако Джо Байден и США уже анонсировали первые шаги.

«Планируется, что нефтегазовая отрасль должна сократить выбросы примерно на 75%, отдельные штаты разработают собственные меры. Агентство по охране окружающей среды готовит программу с добровольным участием, цель которой - улавливать до 70% выбросов метана на свалках. Власти США планируют проводить работы по закупорке сотен тысяч оставленных нефтяных и газовых скважин, многие из которых все еще выделяют метан, с привлечением профсоюзных рабочих. Ряд мер разработан и для сельскохозяйственной отрасли», - передает ТАСС сообщение Белого дома

«Эти инициативы будут иметь огромное значение, не только когда дело доходит до борьбы с изменением климата. Они улучшат здоровье, уменьшат количество случаев астмы и респираторных заболеваний. Они улучшат снабжение продовольствием за счет сокращения потерь урожая, - заявил Байден, выступая в Глазго, - Сокращение выбросов метана является одной из наиболее эффективных мер, которые мы можем сделать для уменьшения глобального потепления в ближайшем будущем и удержания его на уровне 1,5 °C».

Однако оперативный анализ, опубликованный после анонсирования пакта, поставил под сомнение его способность значительно повлиять на глобальное потепление. «Мы обнаружили, что это обещание может снизить краткосрочное потепление, но меньше, чем это часто рекламируется», - цитирует журнал Independent слова климатолога из Имперского колледжа Лондона Джоэри Рогеля.

Чем так опасны выбросы метана?

Выбросы метана являются основным фактором повышения концентрации парниковых газов в атмосфере. По подсчетам ученых, они отвечают примерно за 30% глобального потепления. Большая часть выбросов приходится на деятельность человека, в первую очередь на сельское хозяйство и животноводство, а также на нефтегазовую отрасль, доля которой в антропогенных выбросах метана составляет по разным оценкам от 20 до 30%. При этом издание The Wall Street Journal назвало Россию одним из крупнейших источников выбросов метана в атмосферу при добыче полезных ископаемых.

Также метан более опасен для экологии, чем углекислый газ. Об этом заявил совладелец «Лукойла» Леонид Федун в ходе специальной сессии «Роль России в снижении интенсивности глобальных климатических изменений», организованной газетой «Ведомости» в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в июне этого года.

«Потенциал воздействия на глобальное потепление метана в 80 раз выше, чем у углекислого газа, — сказал Федун. — Одна тонна метана эквивалента 80 тоннам СО2».

Он пояснил, что основными источниками выбросов метана в России являются нефтегазовый сектор, сельхозпредприятия, мусорные свалки, а также таяние ледников вечной мерзлоты. Ежегодно в мире сельхозпредприятия выбрасывают в атмосферу около 145 млн т метана, нефтегазовый сектор — 72 млн т, отходы и свалки — 68 млн т, еще 41 млн т производится в результате добычи угля и 26 млн т при сжигании биомассы (в том числе в результате лесных пожаров), сообщается в презентации, представленной на сессии.

«Миллиарды тонн метана заключены в вечной мерзлоте и никто не может сказать, какое количество может быть высвобождено в результате таяния», — добавил Федун. По его словам, активное таяние вечной мерзлоты, которая занимает 65% площади России, начнется уже к 2025 г., что окажет значительное влияние на глобальное потепление.

Так, с 2013 года обнаружено порядка 20 больших кратеров в тундре Заполярья и Сибири, которые образовались из-за взрывов метана, скопившегося в мерзлоте. На проблему, таящуюся под российской вечной мерзлотой, уже обратили внимание и датские ученые.

«Вечная мерзлота работает как скороварка и удерживает выбросы метана под крышкой», - пояснил научный руководитель датского центра исследования Арктики Торбен Рёйле Кристенсен. Он отметил, что ситуация в России во многом уникальна из-за специфичных почвенных условий, так как в других областях с таяньем мерзлоты (например, в Гренландии) таких кратеров не обнаружено.

Ранее эту же проблему поднимали сотрудники центра добычи углеводородов Сколковского института науки и технологий. Ситуация с вечной мерзлотой носит характер «снежного кома»: чем больше тает мерзлота, тем больше выделяется метана, а чем больше выделяется метана, тем сильнее влияние процессов на глобальное потепление, и тем быстрее тает мерзлота. Сколковские ученые спрогнозировали, что в дальнейшем ситуация с взрывами метана в Сибири в том числе может угрожать и жилым районам.

Однако проблемы глобального потепления и выбросов метана касаются не только России – во всем мире учащаются катаклизмы и погодные аномалии. Все более частые засухи переходят в наводнения, неся с собой колоссальные финансовые убытки и человеческие жертвы, а аномальная жара провоцирует масштабные лесные пожары по всему миру, которые выбрасывают в атмосферу еще больше парниковых газов, а также снижают их естественное природное поглощение. 

Как в России регулируют выбросы метана?

В конце октября Правительство России утвердило перечень подлежащих учету парниковых газов, в число которых вошел и метан. Отмечается, что список был сформирован на основе Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, а также Концепции формирования системы мониторинга выбросов парниковых газов, утверждённой Правительством в 2015 году.

Мера необходима для реализации положений закона об ограничении выбросов парниковых газов, подписанного в июле президентом РФ Владимиром Путиным. Этот документ предусматривает введение обязательной отчетности для крупных предприятий, а также создание специальной информационной системы, куда эти сведения будут заноситься.

Помимо контроля за выбросами, предлагаются механизмы поощрения инвестиций в климатические проекты. Речь, например, о восстановлении лесов или модернизации промышленных мощностей на основе ресурсосберегающих технологий. Также предполагается установить целевые показатели по ограничению выбросов с учетом поручения президента по сокращению накопленного с 2021 по 2050 годы объема эмиссии парниковых газов до более низких значений, чем в Евросоюзе.

Выступая на саммите G20 в Риме, Владимир Путин также обозначил важность предпринимаемых Россией шагов. «Отмечу, что и среднегодовая температура в России растёт быстрее общемировой – более чем в 2,5 раза. За 10 лет она увеличилась почти на полградуса. В Арктике скорость потепления, как вы знаете, ещё выше», — заявил Путин.

«Недавно мы приняли решение о реализации новой программы повышения энергоэффективности экономики на период до 2035 года. Эта программа станет важным элементом достижения поставленной цели: обеспечить углеродную нейтральность не позднее 2060 года. И мы публично объявили о том, что берём на себя такое обязательство», — добавил президент.

Почему Россия не участвует в пакте?

Основными причинами, почему Россия до сих пор не присоединилась к инициативе западных держав, могут быть экономические факторы и здоровый прагматизм. В странах, охотно подписывающихся под соглашением, доля нефтегазового сектора в экономике значительно ниже, чем в России. Помимо этого, в России до сих пор не понятны результаты и перспективы реформы обращения с ТКО, призванной исправить ситуацию в стране со свалками, которые являются одним из источников выброса метана. Сельское хозяйство также испытывает множественные проблемы, и дополнительные экологические требования к отрасли могут принести весьма негативные последствия. 

«Россия не присоединяется к метановой инициативе, потому что пока не понимает масштаба проблемы. Чтобы брать на себя какие-то обязательства, необходимо понять количество выбросов и как их возможно сократить. Одно дело, когда речь идет о стране, где не добывается природный газ, такое государство может договориться о сокращении выбросов метана на 30% с легкостью. Для России же, где сосредоточены значительные метановые выбросы, связанные и с добычей природного газа, и с транспортировкой, это сделать не так просто», - отметил для PublicO заведующий научно-учебной лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ Игорь Макаров.

«Все больше спекуляций на тему экологии сегодня развивается в интересах некоторых стран. Не хотелось бы, чтобы подобные спекулятивные идеи коснулись разрушения экономики России, поэтому прежде, чем заявить о присоединении к метановой инициативе, необходимо понять – сколько же действительно у нас образуется метана? Нет ни одного документа, который показывал бы, сколько метана выбрасывает та или иная страна. Занимаясь экологией много лет, я не знаю, сколько в России образуется этого газа», - заявила в свою очередь исполнительный директор Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла, член Общественной палаты РФ Альбина Дударева.

«Нужно идти не декларативным путем, нужно выработать ряд мер, действительно способных решить проблему, а потом уже объявлять какие-то инициативы», - добавила эколог в беседе с редакцией PublicO.
Текст: 
Светлана Огнева, обозреватель PublicO

Новости партнеров