ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Горе от образования?

Горе от образования?

«Будешь плохо учиться, дурачком вырастешь, будешь улицы мести», говорят российские бабушки своим внукам. В головах у нашего народа прочно утвердилась связь между высоким социальным статусом и наличием хорошего образования. Это подтверждает и мировая практика: в странах ОЭСР молодые работники с высшим образованием зарабатывают почти на 40% больше сверстников со средним образованием, в старшей возрастной группе – больше на 70%.  Обычно каждый дополнительный год обучения увеличивает будущую зарплату человека на 10%.

Именно поэтому последние десятилетия стали в России годами гонки за знаниями. В результате если в 1989 году дипломы о высшем образовании были у 11% россиян, то сейчас – у 31%.

            Бедность с дипломом

Первое время высшее образование доказывало свою пользу. К началу 2000-х отдача от него приблизилась к общемировому уровню, превысив 9%. Однако после кризиса 2008 года она неумолимо снижалась и уже к концу 2010-х упала до 5,4%. Другими словами, заработки большинства профессионалов сближаются с заработками квалифицированных и даже неквалифицированных рабочих.

Сейчас каждый пятый обладатель диплома о высшем образовании в России находится за чертой бедности, а средняя зарплата профессионала всего лишь на 18,5% выше средней зарплаты по экономике. Такой вывод делают авторы доклада о положении профессионалов профессор факультета экономических наук ВШЭ Наталья Тихонова и научный сотрудник Института социальной политики ВШЭ Екатерина Слободенюк

Особенно печально положение сельских и многодетных выпускников вузов. Более половины бедных профессионалов – жители сельской местности, причем ситуация ухудшается. Если в начале XXI века на селе жили около четверти всех бедных профессионалов, то сейчас почти 60%. Почти половина специалистов с высшим образованием, в чьей семье двое детей, относятся к числу бедных или малообеспеченных.

Диплом из гарантии трудоустройства превращается в обузу. Если в 2007 г. на обладателей вузовского диплома в стране приходилось, по данным Росстата, 11,3% всех безработных, то в 2021 г. – уже 21,9%.

Бедность профессионалов является не только серьезным препятствием для формирования российского среднего класса, но и лишает стимулов к наращиванию человеческого капитала, делают вывод эксперты.

            Образованщина

Причин тут несколько. Во-первых, российская экономика мало ценит знания. В России врач зарабатывает в среднем всего на 20% больше водителя. В США - на 261%, в Германии – на 172%, и даже в Бразилии – на 174%. С 2006 года количество рабочих мест, где требуется высшее образование, в стране не изменилось. А количество претендентов с дипломами, наоборот, резко выросло.

Во-вторых, качество образования и востребованность профессий. Расходы государства на обучение одного школьника в Европе в 2,5 раза больше, чем у нас. На одного российского учителя в среднем приходится свыше 20 учеников, и их количество продолжает расти. Студентов в вузах учат зачастую теоретики, оторванные от реальной жизни, а то и банальные неудачники, не сумевшие выстроить профессиональную карьеру.

При этом в России образованных людей больше в 2–3 раза, чем в некоторых странах Евросоюза. Но, по данным Росстата, по специальности не работает каждый третий выпускник высших и средних профессиональных учебных заведений. 30% из них не могут устроиться на работу по своему профилю, 24% трудятся в другой сфере из-за зарплаты, а 20% нашли себя в другой профессии. Реже всех по специальности работают те, кто недавно получил диплом в области сельского хозяйства (44%), математических и естественных наук, наук об обществе (по 66%).

Меньше всего в День знаний хочется говорить о бессмысленности образования. Но количество невостребованных профессионалов поражает. Ничего себе у нас система профориентации! Треть машины высшего образования работает впустую, плодя разочарованных и бедных людей.

            Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров