Тема «многовекторности» внешней политики Белоруссии долгое время служила в отношениях Москвы и Минска тлеющим раздражителем, который то вспыхивал жгучим красным угольком, то скрывался под пеплом текучки. Президент Александр Лукашенко отбивался от дежурных упрёков вроде «сидения на двух стульях», «и нашим, и вашим» ссылками на то, что минимум половина экспорта РБ идёт в далёкие от России страны, и потому многовекторность - это хозяйственная необходимость, а не геополитические интриги.
В нынешнем году раздражитель, похоже, угас сам собой: его задули ветры больших перемен. После резкой активизации военных действий в Украине Белоруссия вместе с Россией стала жертвой многочисленных рестрикций со стороны атлантического лагеря. Дипломатические контакты Минска свелись к полувоенному минимуму, а «многовекторный» белорусский экспорт упёрся в блокаду на западных рубежах.
Как и Россия, Белоруссия несёт тяжёлые материальные потери. Прямое влияние санкций затронуло порядка 20% белорусской экономики и косвенно распространилось на всю оставшуюся ее часть. Премиальный европейский рынок закрыт для древесины, черных металлов и изделий из них, цемента, шин. Европа и Украина отказались от белорусских нефтепродуктов и электроэнергии. Балтийские порты перестали грузить калийные и азотные удобрения. Под ударом оказалось 30% экспорта РБ, страна потеряет $14 млрд экспортной выручки до конца года. Вместо ожидавшегося роста в районе 3% белорусский ВВП, судя по всему, упадёт по итогам года не менее чем на 4,5% (есть и худшие прогнозы). Инфляция за год может ускориться до 18%.
Получается прямо как в киноклассике: «тот, кто нам мешает, нам поможет». Внешнеэкономические интересы Минска, раньше питавшие его многовекторность, теперь мощно разворачивают белорусскую торговлю к востоку: доля России и Китая в товарообороте РБ весь год стремительно растёт. Но торговлей единой не спасёшься.
Похоже, две братские славянские республики решились всё-таки попробовать пожить общим домом. Президент Лукашенко призвал в Минск президента Путина с целью обсудить «стратегические вопросы» вообще и экономику в первую очередь. «У нас одно пожелание, - заявил белорусский лидер, - создать равные условия для работы субъектов хозяйствования». Равенство при этом должно быть и юридическим, и энергетическим: чтобы «цены на газ и нефть не были заоблачными».
Одной из главных тем на переговорах Путина и Лукашенко предсказуемо стал вопрос ускоренного формирования единого рынка энергоносителей – газа, нефти и нефтепродуктов. Эта некогда взрывоопасная тема серьёзно упростилась. Ранее Мозырский и Новополоцкий НПЗ требовали от России сырой нефти «побольше и подешевле», процветая на выгодном экспорте готовых нефтепродуктов. Теперь эти гиганты, лишившись рынков, работают вполсилы. А России, богатой своими НПЗ, приходится в порядке компенсации закупать в Белоруссии до 100 тысяч тонн дизтоплива и до 50 тысяч тонн бензинов в месяц.
Нужда сблизила и позиции сторон на рынке газа. Похоже, исполнится полувековая мечта Александра Григорьевича увидеть в родном Могилёве цену на газ, «как в Смоленске». В 2022 году Газпром продаёт газ для Белоруссии по $128,5, а в западных регионах России - примерно по $86-87 за тысячу кубометров. Разница, ощутимо влияющая на конкурентоспособность белорусской экономики. Минск и Москва договорились сформировать единый газовый рынок и перейти к нему в 2023 году. Но, по словам Лукашенко, сроки подготовки к важнейшему переходу сорваны, и он намерен вместе с Путиным найти виновных срыва.
Проблема, однако, не в таинственных саботажниках, а в том, что 28 интеграционных программ, согласованных Москвой и Минском ещё в прошлом, довоенном году, продвигались до сих пор медленно, фрагментарно и некомплексно. Например, унификация цен на энергоносители вряд ли возможна без унификации таможенных и налоговых ставок и процедур, а также без урегулирования валютных и межбанковских отношений.
Из-за нестыковок и перестраховок годами не решаются вроде бы совсем простые вещи. Для граждан, перемещающихся между союзными странами, так и не устранили роуминг мобильной связи, не унифицировали до конца страхование автомобилей, использование банковских счетов и платёжных карт.
Все эти нестыковки обсуждались тысячу раз. Пора уже явить миру триумф политической воли.
Выход напрашивается сам собой: хватит блуждать в лабиринтах межведомственных согласований. Пора создавать постоянно работающий общесоюзный исполнительно-распорядительный орган. Дать его сопредседателям прямую связь с администрациями двух президентов. И пусть уже какие-то опытные административные волкодавы воплотят в жизнь эти 28 проектов не позднее судьбоносного 2024 года.
Грозная пора и великая нужда заставили братьев-славян основательно поторопиться с долгостроем Союзного государства. Судя по всему, по нашей давней традиции достраивать придётся почти в штурмовом режиме.