ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
IKEA: уходить нельзя остаться

IKEA: уходить нельзя остаться

Сообщение о том, что мебельный гигант IKEA, громко объявивший о своем уходе из России еще в марте, на самом деле всего лишь ставит бизнес на паузу в расчете на возвращение к обычной работе в течение ближайших двух лет, вселило надежду в сердца миллионов российских обывателей.

         IKEA не ищет покупателей своего бизнеса в России и планирует снова открыть магазины и склады в течение года-двух, «после смены экономической обстановки и ослабления санкционного давления», рассказал близкий к компании источник ТАСС. Наличие у компании таких планов подтвердил также источник РБК, близкий к столичным властям.

         Для профессионалов мебельного рынка в этом сообщении нет ничего необычного. Ведь бизнес шведского гиганта в России в первую очередь связан с производством. На прошедшей в июле Московской креативной неделе корреспондент PublicO на круглом столе специалистов-мебельщиков узнал, что IKEA - не только вдохновение дизайнеров и философия пространства, но и крупнейший экспортер мебели из России.

         80% ее продукции, произведенной на предприятиях в России, шло на экспорт, в первую очередь, в Европу. Потерять такой актив для рационального бизнеса неприемлемо.

         Был Valio, стал Viola

         Недавно спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин сообщил: «Несмотря на беспрецедентное давление, шантаж и санкции, из 1382 иностранных компаний 77,6% предприятий не стали закрывать свой бизнес в России». Это радует, хотя среди покинувших нас 22,4% такие гиганты, как British Petroleum, германская инжиниринговая компания Linde, французская TotalEnergies, американская ExxonMobil, австрийская OMV, норвежская Equinor, итальянская Enel и т.д. Они понесли гигантские убытки из-за потери инвестиций, но Россия с их уходом потеряла доступ к передовым технологиям и ноу-хау, критически важным для отечественного нефтегаза. Примером может послужить производство СПГ, без интенсивного развития которого нас ждет резкое падение газодобычи. При этом своих адекватных технологий СПГ у нас нет.

         Но вот на потребительском секторе ситуация гораздо более оптимистичная. Lacoste, Леруа Мерлен, Metro, Waikiki, Auchan, Danone и десятки других компаний и брендов из страны не уходили. Из ушедших как минимум 14 крупных компаний уже вернулись в Россию и еще 20 планируют сделать это в ближайшем будущем. Среди них Inditex (бренды Bershka, Massimo Dutti, Oysho, Zara), японский текстильный поставщик Uniqlo, и даже Warner Bros. Среди тех, кто возобновил работу своих магазинов в России – спортивный бренд Reebok, шведский бренд H&M Home, испанская ювелирная марка Tous, американский производитель резиновой обуви Crocs.

         Более 20 международных брендов в России сменили названия на российские, подсчитало РИА «Новости». «Некоторые просто сменили написание своего бренда с латиницы на кириллицу, как это сделал L'Occitane, став л'Окситаном. Другие же оставили в названии лишь первые буквы или слоги прежнего имени. Например, бренд одежды Reserved теперь просто RE, товары Cropp можно найти под вывеской CR, а продукцию Sinsay под брендом «Син». Магазин джинсов Levi's стал JNS».

         В результате смены собственника сеть отелей The Ritz-Carlton стала назваться The Carlton Moscow, производитель молочной продукции Valio поменял название на Viola, Mohito стал M, House — XC. Компания из США Yum! Brands продала ресторан Pizza Hut российскому оператору «Ной-М», (бренды «IL Патио» и «Планета суши»). Теперь сеть пиццерий работает под вывеской «ПиццаН».

         Перемены коснулись даже гламурного глянца. После проведенной локализации изданий Cosmopolitan стал называться Voice, Men’s Health — Men Today, «Домашний очаг» — «Новый очаг», «Популярная механика» — TechInsider, Esquire — «Правила жизни», Harper’s Bazaar — The Symbol.

         Все это довольно забавно и обязательно войдет в учебники маркетинга, тем более что потребителю все равно, как называется журнал, ресторан или магазин. Главное – содержание.

         Но глобальное возвращение крупных мировых игроков на важнейший для них российский рынок произойдет еще не скоро. Ведь общее количество покинувших нас привычных западных производителей и брендов около двух сотен. И они, как и IKEA, поставили свои проекты в России на паузу. Судьба комода Сонгесанд, пылящегося на складе в Химках, тоже решится на Украине.

Александр Богомолов,экономический обозреватель PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров