Немалого шума на прошедшей неделе наделала эпопея с награждениями региональными орденами Адама Кадырова, сына главы Чеченской республики Рамзана Кадырова. 15-летний Адам получил широкую известность после публикации месяц назад видео, на котором он избивает в СИЗО Грозного арестованного за публичное сжигание Корана волгоградского студента Никиты Журавеля. После ряда вербальных похвал со стороны чеченских политических и общественных деятелей, Адам Кадыров получил из рук Рамзана Кадырова Звезду Героя Чечни.
В России при этом не было недостатка в достаточно критических оценках поступка Адама. Уполномоченный в России по правам человека Татьяна Москалькова прокомментировала инцидент с избиением следующим образом: «Уничтожение Священных Книг, будь это Коран, Библия или Тора — общественно опасное деяние, оскорбляющее чувства миллионов верующих. Такие действия сеют в обществе межнациональную рознь, нетерпимость и вражду. Поэтому они не могут оставаться безнаказанными. Однако какое бы страшное преступление ни совершил человек, он должен ответить за него перед судом по закону. Таковы принципы нашего правового государства. И во время следствия в СИЗО он безусловно должен содержаться по правилам, которые установлены законом». Депутат Госдумы от «Единой России», ведущий программы «60 минут» Евгений Попов выразился в своем телеграм-канале коротко: «Избивать людей нельзя. Это незаконно. Наказание для преступника назначает суд. И только суд». Подробней – здесь.
МВД России после проведенной проверки отказало в возбуждении дела, в связи с несовершеннолетием подростка. Официальная реакция Кремля ограничилась отказом Дмитрия Пескова отвечать на вопрос об этом инциденте. «Не хочу», сказал он на просьбу прокомментировать случившееся.
19 октября депутат Госсовета Татарстана Азат Хамаев осудил присвоение Кадырову-младшему звания Героя Чечни. «Вот пример такого вопроса, на который мы должны дать ответы: глава субъекта Российской Федерации за избиение человека присваивает звание Героя своему сыну. Дальше, развивая свою идею, говорит, что он герой всех мусульман. Кто может ответить?», задался вопросом парламентарий.
Фото PublicO
Позже официальные власти Казани сообщили, что Хамаев выразил личное мнение, а глава Татарстана Рустам Минниханов сам в Грозном вручил сыну Кадырова второй по значению республиканский орден «Дуслык» «за значительный вклад в укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия».
Среди кавалеров ордена - первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, композитор София Губайдуллина, двукратная чемпионка мира по волейболу Екатерина Гамова, хоккеист Вячеслав Фетисов, предприниматель Алишер Усманов, верховный муфтий РФ Талгат Таджуддин, глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст, бывший государственный министр непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Рубен Варданян, глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, первый президент Ингушетии Руслан Аушев.
25 октября глава Карачаево-Черкессии Рашид Темрезов принял решение наградить Адама орденом «За заслуги перед Карачаево-Черкесской Республикой». «Сын моего брата и коллеги — главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова — истинный патриот своей малой Родины Чечни и своего Отечества», написал Темрезов. У ордена КЧР кавалеров немного, но среди них такие известные люди, как депутат Госдумы Андрей Картаполов и глава Карелии Артур Парфенчиков. На этой волне возник слух, что Кадырова-младшего хотят наградить также региональной наградой Волгоградской области, но он был быстро опровергнут.
Пока поток награждений 15-летнего Адама остановился, но причины этого явления не до конца понятны. В интервью РИА «ФедералПресс» политолог Оксана Дякина говорит, что все было четко спланировано: «Я считаю, что мы с самого начала видим спланированную акцию. Не просто так сын Кадырова вспылил, избил человека случайно, как будто вышел из себя. Я считаю, что эта акция является желанием доказать, что в России, в отличие от Европы, недопустимо сжигание любых священных писаний, будь то Коран, или Библия, или что-то еще. И наказание может быть не только по закону, но и наказание общественное. Хотя в буквальном смысле сын Кадырова общественностью не является. Сейчас на фоне обострения арабо-израильского конфликта чувства мусульман особенно обострены. На этом фоне для них сын Кадырова может быть символом защиты их святыни, даже несмотря на то, что он поступил неправильно и незаконно с точки зрения закона светского. Отсюда его награждение. Почему реакция общественности негативная, тоже понятно. Организаторы акции ее неправильно спланировали. Они не учли, что сын Кадырова воспринимается не как голос мусульманской общественности, а как сын крупного чиновника, которого ранее либералы уже обвиняли в превышении полномочий».