Чтобы повысить рождаемость в России, власти всех уровней придумывают разные меры поддержки и ограничения. На днях группа депутатов Госдумы, по сообщению «Известий», предложили ограничить выдачу материнского капитала за первого ребенка возрастом матери до 25-30 лет. Об этом сказала первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая. А ранее вице-спикер Госдумы Петр Толстой на общественных слушаниях анонсировал законопроект о запрете абортов в частных медицинских клиниках. Депутаты Госдумы могут принять документ уже весной 2024 года. У подобных инициатив есть плюсы, но есть и минусы.
«Чуждая идеология»
В последнее время на федеральном и региональных уровнях постоянно звучат различные предложения о том, как повысить рождаемость. Индексация материнского капитала, сниженная ставка по семейной ипотеке, психологическая поддержка, единовременные выплаты… Это все «пряники». Но есть и «кнут». Так, например, на заседании комиссии Госсовета по социальной политике 29 июня вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова призвала региональные власти ограничить выдачу частным клиникам лицензий на проведение абортов.
Предложение парламентария оказалось популярным. Идею поддержали и в Татарстане. Детский омбудсмен республики Ирина Волынец в своем Telegram-канале 22 октября написала, что также еще десять российских регионов попросили частные медицинские клиники отказаться от абортов. Вскоре и в Астраханской области негосударственным медучреждениям могут запретить проводить такие процедуры на законодательном уровне.
Фото ФедералПресс
На прошлой неделе глава Тамбовской области Максим Егоров внес в областную думу законопроект о запрете склонения к искусственному прерыванию беременности, за нарушение которого предусматривается штраф. Те, кто решит отговаривать беременную женщину рожать – будут считаться виновными в навязывании «разрушительной и чуждой русскому народу идеологии культивирования эгоизма, вседозволенности, безнравственности». В случае принятия инициативы Тамбовская область станет вторым регионом в России, где будет введено наказание за склонение к аборту. Первым стала Мордовия еще 2 августа 2023 года.
Прерывание беременности регулируется законом «Об основах охраны здоровья граждан». Нормативный акт разрешает аборт по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, а по социальным показаниям (в случае изнасилования) – до 22 недель. Прервать беременность вне зависимости от срока можно исключительно по медицинским показаниям.
Что говорят врачи
По словам акушера-гинеколога Татьяны Анисимовой, на ранних сроках возможно так называемое имплантационное кровотечение, которое представляет собой скудные кровянистые выделения. Оно не несет опасности, но его легко можно спутать с менструацией. А потому женщина может исключать факт беременности и узнать о ней только через 2–2,5 месяца. В такой ситуации может остаться несколько недель на аборт. Кроме того, есть «время тишины». Прерывание беременности на сроке до 11 недель возможно только через семь дней после посещения доктора. На 12-ой неделе дается 48 часов.
И здесь могут возникнуть проблемы, так как зачастую попасть к врачу не так-то просто. Из-за нехватки медперсонала ближайший талон на прием может быть только через несколько недель после обращения. Такая проблема есть не только в регионах, но и в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, отмечает медик. А если повсеместно запретить частным медицинским учреждениям проводить процедуру аборта, то число обращений в государственные больницы вырастет в разы. Анисимова считает, что перед тем, как ограничивать аборты, нужно решить проблему нехватки медперсонала и оборудования.
Клинический психолог Олеся Иневская обращает внимание, что женщины, в случае невозможности сделать аборт в медучреждении, идут на прерывание беременности нелегально. Таким образом подвергая опасности свое здоровье, так как помещения попросту не предназначены для таких операций.
Клинический психолог Олеся Иневская считает, что если женщина не может самостоятельно принимать решение по своей беременности, не имеет доступ к деньгам и качественным медицинским услугам, то она находится в зависимом положении от своего партнера. При повышении зависимости от мужчины – повышается и риск домашнего насилия.
«Есть исследования, которые анализировали корреляцию между желанным абортом и проблемами с психическим здоровьем. Было выявлено, что если аборт был желанный, то каких-либо психических последствий у женщины не наступало. А вот запрет аборта наоборот увеличивает риск ментальных проблем, таких как депрессия, повышенная тревога и социальные проблемы», - резюмирует эксперт.
Олеся Иневская добавила, что любые ограничения и запреты приводят к тому, что появляется все больше нежелательных беременностей. Женщина, которая оказалась не готова к ребенку, не вовлечена в него эмоционально, меньше в него вкладывается, что влияет на психическое состояние и развитие малыша.
Психолог Анна Антонова говорит, что женщина, сделавшая аборт, через несколько лет может изменить свое финансовое и социальное положение, родить желанного ребенка, а затем и решиться на следующую беременность. А те женщины, которые родили против своего желания, могут вовсе не испытать радости материнства и не захотят рожать еще.