Прошла неделя с момента выхода Указа президента об обязательной продаже валютной выручки экспортёрами. Курс рубля в результате несколько стабилизировался, но в полной мере эффект от «ручного» регулирования валютного рынка проявится ближе к концу года и продлится до следующей весны.
Напомним, что в феврале 2022 года в ответ на скачок курса до трёхзначных значений продажа валютной выручки Указом президента стала обязательной в размерах 80%, столь же резко отреагировал и ЦБ, одномоментно увеличив ключевую ставку с 9,5% до 20%. Рынок отреагировал быстро: к концу весны 2022 года курс упал до уровня пятилетней давности, а вкладчики до самой поздней осени зарабатывали хорошую доходность на банковских депозитах. Обязательная же продажа валютной выручки, сполна выполнив свои функции, была отменена летом того же года.
Удержаться под планкой
Однако с самого начала 2023 года в стране стал всё больше и больше заметен рост инфляции, сопровождаемый падением курса рубля. И это в то время, когда, казалось бы, уже реализованы все мыслимые и немыслимые риски – и приняты все возможные меры для снижения их последствий. По мнению кандидата экономических наук, доцента кафедры финансового рынка и финансовых институтов Новосибирского госуниверситета экономики и управления Эдуарда Коложвари, причин тому несколько. «В основном, полагаю, монетарные власти подумали, что все уже хорошо и перестали применять прошлогодние меры, ограничивающие конвертируемость рубля – в результате курс отечественной валюты за год изменился практически на 40%, преодолел психологическую отметку 100 руб/1 доллар», говорит эксперт.
Нынешние меры, принимаемые в отношении столь значительного обесценивания российского рубля, не выглядят попытками вернуть его на уровень прошлого года. Они скорее похожи на стремление не допустить слишком быстрой девальвации, не применяя в то же время жестких регуляторных действий.
Банк России поднимает ставку – но не столь резко, как в прошлые годы. Рубль же в ответ на это немного укрепляется – но затем вновь старается подтянуться к одной сотой доллара. Однако первая же попытка перейти эту грань пресекается 11 октября Указом президента об очередном введении обязательной продажи валютной выручки.
Фото ФедералПресс
Нельзя назвать эту меру жёсткой: она вводится только в отношении сверхкрупного бизнеса - 43 «групп компаний, относящихся к отраслям топливно-энергетического комплекса, чёрной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, зернового хозяйства». Маловероятно, что эти экспортёры до сих пор находились вне - формального или неформального, полного или частичного - государственного управления. Поэтому большого пополнения российских валютных резервов от них ждать не стоит. Но факт возвращения обязательной продажи - серьёзное предостережение «избранному» бизнесу о необходимости соблюдения государственных интересов.
Этим же Указом введены и дополнительные меры контроля за движением валютной выручки крупнейших участников рынка. По словам Эдуарда Коложвари, они беспрецедентны по своей сути. «Эмиссары от Росфинмониторинга в крупнейших экспортных компаниях — это интересная новация на финансовом рынке», считает экономист.
В ручном режиме
Уже первые биржевые торги показали: для рубля Указ президента более значим, нежели регуляторные упражнения Центробанка. Если августовские и сентябрьские повышения ключевой ставки рубль практически проигнорировал, то на первых же торгах после Указа отечественная валюта хоть немного, но укрепилась, и до сих пор изо всех сил старается держаться подальше от трехзначных значений.
Для оценки эффективности воздействия президентского Указа прошло ещё недостаточно времени. Вряд ли объёмы продаж экспортной выручки его фигурантов внесли существенный вклад в отечественные валютные резервы. Укрепление рубля середины октября 2023 года – это скорее результат коррекции настроений биржевых игроков, чем экономический фактор. Сами продажи, как и появление эмиссаров Росфинмонитроинга, и составление экспортёрами «индикативных планов-графиков по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем рынке», ещё впереди. Ближе к окончанию года можно будет наблюдать действие Указа в полной мере - тогда и будет понятно, сколь действенными оказались принятые меры. «Полагаю, что в ручном режиме властям удастся удержать курс в районе хотя бы 95 рублей за доллар», прогнозирует Эдуард Коложвари.
Особенностью современного этапа валютного регулирования стал и конкретный срок вводимой обязательной продажи – он ограничен 6 месяцами. Из крупных событий в это период попадают президентские выборы, которые должны состояться в середине марта 2024 года. Стабильный курс без шокирующих трёхзначных значений рубля, пусть даже на сегодняшнем немалом уровне – совершенно не лишний фактор будущей предвыборной кампании.