Лет 15 назад автор этих строк летел из Шанхая в Москву в
битком набитом шумными китайцами самолете. Попутчики были общительны и говорили
не только на родном языке. Поэтому довольно быстро выяснилось, что большинство из
них летят в Россию для организации продаж китайских автомобилей. Это вызывало
недоумение, хотя после невероятного уже тогда Шанхая было смутное предчувствие,
что все у них получится.
И вот, пожалуйста: Россия стала крупнейшим в мире импортёром
автомобилей из Китая. За первые пять месяцев 2023 года в страну ввезли около
287 тысяч китайских машин. «Ведомости»
сообщают, что в первом полугодии 2023 г. на долю трех китайских автобрендов –
Chery Automobile, Zhejiang Geely Holding Group и Great Wall Motor – пришлась
треть всех продаж новых легковых автомобилей. По данным «Автостата», «большая
тройка» китайских брендов по популярности следует сразу за лидером
отечественного рынка «АвтоВАЗом». Продажи Chery за первое полугодие выросли в
3,7 раза до 47 176 автомобилей, Haval – в 3 раза до 38 551 машины, Geely –
почти в 4 раза до 32 681 единицы. Продажи новых Lada, для сравнения,
увеличились в первом полугодии 2023 г. на 84% до 134 551 машины.
Рядовому российскому автомобилисту, задумавшемуся о
китайском автомобиле, сразу приходят в голову мысли о низком качестве. Илья Свиридов с популярного канала «Клубный
сервис» писал еще два года назад: «Что такое китайский авто в 2021 году? Это
ржавеющее тонкое железо, солянка из агрегатов и узлов, собранных производителем
со всего мира, современный салон с кучей дешевой электроники и приемлемый
ценник».
Весной уже нынешнего года он подробно разбирал мощный
внедорожник Tank 300, предлагающийся у нас по цене от 3,7 млн руб до 4 млн руб.
Эксперт отметил странность некоторых конструктивных решений, например,
расположение радиаторов за пределами рамы, что в случае ДТП непременно приведёт
к выходу их из строя. Антикоррозийная обработка рамы сделана выборочно, при
этом в полостях защитный состав не нанесён. Крепление радиаторной решётки, как
и разъёмы проводки и датчиков, одноразовые. Странным выглядит крепление крыльев
и частей внутри него: при аварии придётся менять и кузовную панель и то, к чему
она крепится. Раскритиковал он и шумоизоляцию, выполненную выборочно и с
использованием дешёвых материалов.
При этом он честно отметил, что это довольно стандартная
история для большинства современных автомобилей. Каждый владелец даже самой
крутой западной марки расскажет вам кучу историй про явные косяки
производителей. Есть, например, шутка о том, что каждый настоящий фанат Range Rover обязательно покупает
второй автомобиль – чтобы было на чем ездить во время частых ремонтов первого.
И, кстати, сегодня многие известные западные бренды уже давно принадлежат
китайским фирмам. Недавно проскакивало сообщение, что власти Швеции
рассматривают вопрос введения санкций против Volvo. Этот национальный символ уже 13 лет принадлежит Geely
Holding Group, попавшей в украинский список «спонсоров войны».
Китайский автопром был основан при советской поддержке. Так,
старейшая в КНР FAW Group возникла в 50-х годах ХХ века. Ее персонал проходил
стажировку в СССР, а первый производимый автомобиль был копией ЗИС-150. Сейчас
в группу входит, в частности, производитель китайских роллс-ройсов Hongqi
(Красное знамя). На машинах этой марки в свое время ездил Мао Цзэдун. Но
нынешняя продукция Hongqi – просто космос. Эти люксовые машины можно купить и у
нас по цене около 17 млн руб.
Есть варианты «китайцев» и подешевле. Например, мощный
внедорожник Beijing BJ90, созданный на платформе Mercedes-Benz GL второй
генерации (X166) на совместном предприятии китайского BAIC и Daimler. Цена у нас - от 5, 3 до 14, 2 млн руб. Или
бальзам для фанатов дикого бездорожья Tank 500. Дорожный просвет — 224 мм, глубина
преодолеваемого брода — до 800 мм. Полный привод с автоматически подключаемой
передней осью. 3,0-литровый V6 с двумя турбокомпрессорами выдает около 300 л.с.
Стоимость - от 5,1 млн руб.
Сочетание цены и растущего качества (китайцы дают
пожизненную гарантию даже не на самые топовые марки) стали основой для
массового прорыва «китайцев» на внешние рынки. Хотя для КНР с рынком объемом
около 30 млн авто в год экспорт не принципиально важен.
В России бум китайского автопрома начался еще за несколько
лет до СВО. Сейчас это практически безальтернативный вариант для тех, кто хочет
импортное авто. К тому же активно развивается сервисная сеть. Нам тут важно
вновь не упустить собственный рынок, отдав его после ухода западных конкурентов
конкурентам с Востока. В этом смысле радует позиция АвтоВАЗа, который жестко торгуется
с китайцами об условиях совместного производства продукции Dongfeng, требуя права
на самые новые модели и добиваясь более высокого уровня локализации.
А с предубеждениями относительно китайского автопрома пора
заканчивать. Нам ведь ехать, а не шашечки.