ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
МХАТ им. Горького в эпицентре скандала

МХАТ им. Горького в эпицентре скандала

Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТа им. Горького, заявил об уходе из театра 1 ноября в своём Фейсбуке. Досрочное увольнение Боякова произошло не по собственной воле, а по просьбе нового генерального директора театра Владимира Кехмана. Инициатором ситуации стала президент МХАТа народная артистка СССР Татьяна Доронина, обратившаяся летом к президенту РФ с просьбой уволить худрука легендарного театра. Детонатором скандала послужила инициатива Боякова взять в спектакль "Чудесный грузин" поп-певицу и ведущую Ольгу Бузову, а также незаконное завышение суммы её гонорара.

"Чёрный" пиар

Бывший худрук МХАТа им. Горького Эдуард Бояков стал "героем" скандальной ситуации, при которой якобы неоправданно завышал зарплату Ольге Бузовой по сравнению с другими актёрами, участвующими в спектакле "Чудесный грузин", заслуженными артистами России Андреем Мерзликиным и Григорием Сиятвинда. За два мюзикла в эпизодической роли Бузова получила порядка 400 тысяч рублей, тогда как опытные Мерзликин и Сиятвинда, занятые в главных ролях, заработали чуть более 300 тысяч, сообщает Федеральное Агентство Новостей.

Сразу же после фактического увольнения худрука, спектакль "Чудесный грузин", сопровождаемый чередой скандалов и насмешек, был снят с репертуара. Много раз СМИ сообщали о том, что постоянные зрители МХАТ чувствуют себя оскорблёнными в ответ на появление на сцене бывшей ведущей телешоу "Дом-2", не являющейся профессиональной театральной актрисой. Критики недоумевали, а большинство независимых экспертов склонялись к мнению, что приглашение Бузовой в постановку - ни что иное как пиар-акция, способствующая завлечению широкой аудитории в театр во время пандемии коронавируса.

Отмена худрука

Как сообщают "Известия", из репертуара театра скорее всего будут убраны все постановки, в подготовке которых принимал участие Эдуард Бояков.

"...постепенно уберут все спектакли, поставленные за три года. Это время, когда театром руководил Эдуард Бояков. Исчезнут спектакли, которые шли на Малой сцене. Под сокращение попадут: «У премьер-министра мало друзей», «Слово о Полку Игореве», «Мифический муж и его собака», «На стриме», - рассказала заведующая литературной частью МХАТа Марина Ватутина.

«"На Большой сцене уберут: «Красный Моцарт», «Некурортный роман», «Нюрнбергский вальс», «Пиноккио», «Розовое платье». «Лавр», наверное, в декабре еще будет в афише, потом уже нет. Ну, «Чудесный грузин» — само собой уберут. А дальше, может «Вишневый сад» тоже. Поскольку это всё ставилось при Боякове», - уточнила завлит.

По словам журналистов и представителей театра, участие в постановке "Чудесный грузин" певицы Ольги Бузовой, не имеющей специального образования и опыта, возмутило Татьяну Доронину, народную артистку СССР и президента МХАТа им. Горького. Результатом возмущения стало письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой посодействовать увольнению художественного руководителя из театра.

Сегодня, когда новый генеральный директор уже подписал заявление Боякова на увольнение, репертуар МХАТ практически полностью меняется. По словам Марины Ватутиной, во МХАТе снова будут идти постановки "старого образца", так полюбившиеся Дорониной - "Так победим!" о Ленине, "Таланты и поклонники", "Васса Железнова" и др.

Конфликт интересов

За увольнением худрука и практически полной сменой репертуара МХАТа стоит конфликт профессиональных интересов двух течений. Доронина консервативна, тогда как Бояков - модернист и авангардист, использующий оригинальные творческие идеи не только для постановок, но и для их продвижения.

«При всей моей любви к Татьяне Дорониной, при ней были пустые залы. Каким образом ей удавалось заполнять эти прекрасные ведомости и показывать сто процентов посещаемости – я не знаю и не хочу знать. Я ее люблю как великую русскую актрису, равной которой не было, нет и не будет. Но как управленец она была не самой удачной», – комментировал работу Дорониной как руководителя ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

Режиссёр Грета Шушчевите рассказала журналу "Профиль" о репутации доронинского МХАТа: «Когда я только приехала в Москву, поступила во ВГИК, я дружила со студентами разных вузов, и мы вместе ходили в Театр имени Пушкина, «Сатирикон», Театр наций и другие. Но когда мы проходили мимо МХАТ и я говорила: «А пойдем сюда?», друзья отвечали: «Нет! Сюда мы точно не пойдем! Никогда! Пойдем туда, через дорогу» – и показывали на Театр Пушкина», - сказала она.

Когда же в театр пришёл Бояков, МХАТ ожил для зрителя. В разгар пандемии состоялось 15 премьер: «Лавр» по Евгению Водолазкину, «Красный Моцарт» об Исааке Дунаевском, «Нюрнбергский вальс», «Слово о полку Игореве», «Петр и Феврония», «У премьер-министра мало друзей», «Чудесный грузин», классические «Вишневый сад», «Лес», «Три сестры».

Уволенная гендиректором Кехманом из театра режиссёр Рената Сотириди во время работы Боякова говорила: «МХАТ сегодня, я считаю, самый авангардный театр в России. Здесь кипит, бурлит жизнь, постановки и направления разные и очень мощные. Приятно, что это еще сохранилось в нашем репертуарном русском театре, и не сохранилось даже, а, наверное, возобновилось именно здесь. Потому что такое ощущение, что везде болото».

Экспертное мнение

Среди знатоков театра мнения разделились. Михаил Шахназаров, журналист и писатель, уверен в том, что худрук Бояков хотел устроить из МХАТа цыганский фестивальный центр.

"Сначала там появилась Ольга Бузова, потом бы там появился Моргенштерн. Но у нас же уже есть театр Ромэн, зачем России еще один? Попытка заработать деньги на «хайпе» показалась мне некрасивой. В США имел место случай, когда один таблоид заявил, что не заинтересован в «золотых перьях» и стал принимать на работу блогеров с максимумом подписчиков. В итоге у них рухнул рейтинг, читатель перестал приходить. Видимо, Бояков решил идти по такому же пути", - сказал он PublicO.

В рамках экспертных дебатов PublicO высказался и политолог, магистр искусствоведения Олег Бондаренко. Он считает, что, послушав Татьяну Доронину и кляузы ябедников, государство смалодушничало.

"Сейчас решается, кто будет осваивать средства на эту модернизацию. Государство смалодушничало и услышало кляузы ябедников на Эдуарда Боякова и его команду. Это говорит о том, что у нас нет никакой государственной политики в отношении театрального искусства. Бал правят торговцы бананами и совершенно случайные в театре люди", - подчеркнул Бондаренко.

Текст:

Елена Островская,  специальный обозреватель PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров