С начала СВО как только не старались ограничить поставки российской нефти на мировые рынки, понимая ее значение для финансовой стабильности нашей страны. Ввели запрет на ее прямой импорт в западные страны, установили ценовой потолок – не выше 60 дол за баррель, ввели санкции против российских и иностранных посреднических и транспортных компаний, а также против конкретных танкеров. И все без толку.
Bloomberg пишет, что за прошлую неделю поставки нефти из России выросли до самого высокого уровня в этом году.
▪ Рост на 590 000 баррелей в день за неделю до 10 марта произошел вскоре после того, как Москва подтвердила свою приверженность усилиям ОПЕК+ по предотвращению глобального избытка и поддержанию цен путем ограничения добычи.
▪ Валовая стоимость поставок сырой нефти подскочила до максимума с октября, увеличившись за семидневный период до 1,86 млрд дол, несмотря на режим международных санкций.
▪ На прошлой неделе в тихоокеанском порту Козьмино было загружено 11 танкеров. Это всего на один танкер меньше, чем рекордное количество за неделю до 4 февраля, и на пять больше, чем во время шторма на предыдущей неделе, когда ветер достигал 40 миль в час.
▪ Кроме того, поставки нефти Sokol из Де-Кастри вернулись к почти нормальному уровню. Челночные танкеры осуществляют прямые поставки на китайские нефтеперерабатывающие предприятия, а не перегружают грузы на другие суда для доставки.
▪ Первый груз нефти марки Sokol был доставлен на нефтеперерабатывающий завод в пакистанском порту Карачи.
▪ Валовая стоимость российского экспорта нефти выросла с 1,53 млрд дол на предыдущей неделе. Средний четырехнедельный доход также вырос, увеличившись примерно на 50 млн дол до 1,66 млрд дол за неделю.
Россия штурмует и другие рынки. В начале неделе мы сообщали, что российские экспортеры нефти начали поставлять Urals покупателям из Венесуэлы. Партии российского эталонного сорта нефти начали поставлять на фоне смягчения до апреля 2024 года санкций США против Венесуэлы. Каракас решил закупить российскую нефть для переработки, чтобы максимально нарастить собственный экспорт нефти в период смягчения санкций. Так, в настоящее время супертанкер Ligera готовится к отгрузке 1,8 миллиона баррелей нефти. Уточняется, что судно находится поблизости от венесуэльского порта Хосе. Нефть была отгружена на борт Ligera при помощи перевалки с других танкеров, которые вышли из портов Новороссийска и Усть-Луги.
Фото ФедПресс
В интервью PublicO глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов объясняет это так:
«Сейчас Венесуэла берет российскую нефть, перерабатывает её и потребляет на внутреннем рынке нефтепродукты из российской нефти, а свою нефть продает США, пока нет санкций и выше цена. Венесуэла покупает российскую нефть с определённым дисконтом. Но в условиях ценового потолка мы сегодня всем продаем нефть, в том числе и Urals, с дисконтом, бывают такие гримасы рынка. В мире без санкций мы могли бы зарабатывать больше, продавая нефть, но в любом случае, и Венесуэла – это сейчас выгодная история. Самое главное заключается в том, что такого рода ситуации показывают, что рынок регуляторно не победить. Все равно будут находиться необычные варианты, потому что в этом суть бизнеса – искать, как заработать. И нефтяной бизнес, как мы видим, продолжает зарабатывать».
Еще сто лет поработаем
В целом, произошло то, о чем предупреждали наши эксперты еще весной 2022 года: обмен рынками. Россия отдала арабам западные рынки сбыта, а взамен получила Индию и Китай. Процесс еще далек от завершения, к тому же сопровождается встречными потоками. Известно, например, что российская нефть все равно попадает на западные рынки в виде «индийских» нефтепродуктов.
Но, тем не менее, уже сейчас, как отмечает в своем тг-канале наш постоянный автор Сергей Станкевич, разворот нефтегазового экспорта РФ от ЕС на Восток выглядит для экспертов беспрецедентным.
В исторически кратчайший срок географическая структура этого экспорта принципиально поменялась. Особенно наглядны изменения в денежном выражении.
За 2023 год Россия получила на продаже углеводородов 187 млрд дол. Это на 56 млрд дол больше, чем были доходы Москвы от экспорта нефти, газа и угля в страны Европы до введения санкций.
- Если до 2022 года страны ЕС закупали в РФ в среднем углеводородов на 102,5 млрд дол, то в 2023 снизили закупки до 31,6 млрд дол. Однако это с лихвой компенсировалось ростом экспорта энергоносителей в дружественные государства.
- Только шесть стран – Турция, Китай, Индия, Бразилия, Индонезия и Малайзия – в 2023 году заплатили в РФ 186,7 млрд дол (до 2021 года в среднем было 59,9 млрд дол).
Цифры доказывают высокую адаптивность мирового рынка энергоресурсов и его устойчивость к санкционному давлению.
На этом фоне российский ТЭК полон оптимизма. Добыча нефти и газового конденсата в России в 2024 году прогнозируется на уровне 523 млн тонн, добыча газа – 667 млрд куб.м. Об этом заявил министр энергетики РФ Николай Шульгинов на Дне энергетики международной выставки «Россия». «Предварительно 523 млн тонн, газ – 667 млрд куб.м. Переработка чуть ниже прошлого года», – указал министр. Ранее вице-премьер РФ Александр Новак на пленарной сессия Дня энергетики заявил, что спрос на нефть в мире будет расти ближайшие 15 лет, как минимум до 2040 года. Также он прочит России лидерство в экспорте СПГ к 2030 году.
То есть Россия не считает серьезной угрозой активное развитие «зеленых» технологий. Мир еще долго будет зависеть от нефти, в том числе от российской. На днях президент Владимир Путин подытожил это так: «Еще очень и очень долго человечество будет заниматься вопросами углеводородов, их добычей и использованием. Работы хватит на 100 лет».