ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Мировая рецессия и Великий Китай

Мировая рецессия и Великий Китай

            Сегодня агентство Синьхуа сообщило, что прибыль ведущих промышленных предприятий Китая упала на 2,3% за первые 9 месяцев этого года. И это неудивительно: Китай, похоже, начинает терять свою славу мировой мастерской. Доля товаров китайского производства в общем мировом экспорте товаров для путешествий упала с 83 до 70% за 2016—2022 гг., в обуви — с 72 до 65%, в мебели — с 64 до 53%, в одежде и аксессуарах — с 41 до 37%.

            Пока не страшно, но спад в стране очевиден. МВФ прогнозирует рост ВВП Китая в 3,2% в этом году — контраст с 8,1% в 2021 году. Это станет вторым самым низким показателем за 46 лет. Аналитики банка Rabobank указывают, что на замедление экономики КНР в долгосрочной перспективе повлияют старение населения, рост долговых обязательств, падение производительности труда и рост политической напряженности.

            Выше нуля

            В краткосрочном плане рынки Китая удручены переизбранием товарища Си, который, как истинный коммунист, стремится перераспределить богатство в рамках стратегии «всеобщего процветания». Для этого власти ведут политику обуздания частного капитала, что во многом обеспечило крах рынка недвижимости (почти треть ВВП), падение рыночной стоимости технологических гигантов Alibaba и Tencent на 1 трлн за два года, и т. д.

            Но это все не более чем временные трудности. Более глобальная проблема для Китая состоит в поиске новой экономической модели. До сих пор его процветание строилось на трех китах: доступности кредитов, закрытости внутрикитайского рынка и, так сказать, неформального заимствования технологий. Сейчас эта модель практически исчерпана, и, как сказал американский аналитик Нил Томас, «стала приносить гораздо менее существенные результаты и начала подпитывать рост экономического неравенства, финансового долга и экологического ущерба».

            Тем не менее, как нам сказал политолог Дмитрий Абзалов, «Китай все равно будет замедляться выше нуля. 3,2—3,5%. У него рецессии точно не будет». Китай — страна энергичных и умных людей. Новая модель обязательно появится. По словам ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрия Белоусова, «в Китае идет индустриализация-3». На этот раз она базируется на выстраивании полноценной национальной инновационной системы, приоритеты которой — информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), новая энергетика, робототехника, социальные технологии.

            Но это в будущем, а пока заминка. И она, наряду с дестабилизированной мировой энергетикой, вносит свой вклад в нарастание тревожных ожиданий мировой рецессии.

            Под гнетом пессимизма

            На прошлой неделе была опубликована экономическая модель Bloomberg, показавшая, что риск рецессии в течение следующих 12 месяцев равен 100%. Ее ждут 63% недавно опрошенных The Wall Street Journal бизнесменов. Индекс доверия потребителей в США в октябре составил 102,5 пункта при 107,8 пункта в сентябре, что на 6,6% хуже прошлогоднего показателя. Оценки ожиданий домохозяйств снизились до 78,1 пункта, то есть до минимального уровня за 10 лет. Оценочный уровень, ниже которого начинается рецессия, — 80 пунктов.

            Индекс настроений потребителей Германии также в области исторических минимумов. Октябрьский опрос — минус 41,9 пункта, что существенно ниже пандемийного уровня. Влиятельный тг-канал MMI пишет, что «Европа определенно обеспокоена нарастающим энергокризисом, и многие ведущие экономики сейчас предпринимают экстренные меры в свете высокой инфляции и взлетевших тарифов на электроэнергию, в частности».

            Экономисты обвиняют в начинающейся рецессии политику ведущих центробанков, поступательно повышающих базовые ставки. ФРС за этот год довела ее с околонулевых отметок до 3—3,25%. Эти меры призваны обуздать инфляцию, которая в США сейчас около 8%, а в Европе — около 10%. Инфляция представляется для монетарных властей более опасным для экономической макростабильности зверем, чем неминуемый вследствие удорожания кредитов спад в реальной экономике. Так, в США ипотека подорожала более чем в два раза с начала года, но ФРС, как ожидается, в начале ноября вновь повысит ставку на 75 пунктов.

            Но источник инфляционных проблем — в первую очередь, в бесконтрольной раздаче центробанками западных стран «тонн денег» во время пандемии для смягчения последствий локдаунов. Сейчас наступила расплата.

            Поэтому если мир и ждет очередной экономический кризис, то будет неверно обвинять в нем только Китай, или дестабилизацию мировой энергетики, или последствия украинского конфликта.

            Россия в общем тренде. Сентябрьские данные по промышленному производству показали серьезное снижение: минус 3,1% в годовом выражении. В обработке снижение составило 4%, в добыче 1,8%. При этом выросли легкая и пищевая промышленность, фарма. Поэтому сегодняшняя фраза главы «Роснефти» Игоря Сечина — «политика полностью уничтожила экономику в мире» — к нашей стране подходит наилучшим образом.

            Александр Богомолов, обозреватель PublicO.