ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Не новая экономическая политика

Не новая экономическая политика

Президент Владимир Путин на Восточном экономическом форуме сказал, что и в мире, и в стране происходит определенная поляризация. «Я считаю, что это пойдет только на пользу, потому что все ненужное, вредное и все, что нам мешает идти вперед, будет отторгнуто», отметил он.

            Резкие послефевральские перемены на наших глазах ломают экономический ландшафт. Новая экономическая политика, о которой уже лет десять говорят ученые и эксперты, без спроса став реальностью, отторгает многое из привычного, но и приносит кое-что новое.

            В прошлом году в связи со столетием ленинского НЭПа было много разговоров о необходимости НЭПа 2.0, под которым подразумевалась либерализация для малого и среднего бизнеса. И вот мы сегодня живем в условиях новой экономической реальности, продиктованной жесткими условиями военной операции на Украине.

            Эта новая реальность состоит из двух частей. Во-первых, это существенные коррективы, которые государство вносит в свою политику для обеспечения выживаемости страны в условиях противостояния с «коллективным Западом». Контуры этого курса были намечены еще в марте 2021 года: жесткая денежно-кредитная политика, борьба с инфляцией любой ценой, профицитный бюджет, перевод валютных резервов в инструменты, эмитированные дружественными странами, формирование устойчивых каналов поставки критического импорта из дружественных стран или через них, налаживание системы параллельного импорта.

            Не все идет гладко. Например, сегодня «Коммерсант» сообщил, что за восемь месяцев 2022 года российский экспорт в Китай вырос на 50%, тогда как импорт из этой страны лишь на 8,5%. То есть ускорения поставок китайского оборудования, необходимого для замещения западного, не произошло. Видимо, правы были те эксперты, которые еще весной говорили, что контуры системы параллельного ввоза критически значимого импорта проявятся только к концу года.

            Вторая часть НЭПа 2.0 – еще не до конца оформившаяся, но необходимая смена экономической ориентации государства с крупного бизнеса на поддержку самой широкой народной экономической деятельности. На IV Всероссийской научно-практической конференции «Анализ и прогнозирование развития экономики России», проведенной РАН в марте в Белокурихе (Алтайский край), об этом было сказано так: «Необходима смена приоритетов — от ставки на развитие экспорта к усложнению и географическому расширению внутреннего рынка на основе развития его продуктовой и технологической структуры. В сложившихся условиях очевиден приоритет национальных стратегических целей развития над интересами крупного бизнеса, какими бы значительными рыночными и административными ресурсами он ни располагал».

            Чтобы помочь малому и среднему бизнесу, надо решить четыре основные задачи – обеспечить доступ к финансированию, снизить административные барьеры, поддерживать инициативных предпринимателей и обеспечить стабильный рост доходов граждан на базе создания высокопроизводительных рабочих мест в частном секторе.

            Бизнес-омбудсмен Борис Титов говорил: «Нам нужно создать общество среднего достатка к 2030 году. Нужно главное - от ресурсной модели, в которой мы экспортируем сырье и на эти деньги покупаем все необходимое стране, перейти к конкурентной модели развития. Когда деньги идут не от государства вниз, а наоборот, снизу вверх. Когда население свободно развивает частную инициативу, отдавая часть денег государству в виде налогов».

            Китайцы пошли по пути ориентации на внешние рынки. Мы по понятным причинам этим опытом воспользоваться не сможем. Но у нас есть емкий внутренний рынок, массово освобождаемый западными компаниями, и природная рента, перераспределение которой на инвестиции в интересах МСБ через институты развития позволит его эффективно развивать. Но без снижения коррупционного, фискального, уголовно-административного давления ничего не получится.

            Президент Столыпинского клуба Евгений Коган по этому поводу как-то сказал: «Друзья, отойдите от бизнеса, не мешайте ему. Не надо ему давать сейчас что-то, просто отойдите и не мешайте ему работать… Основная идея остаётся неизменной: меньше регуляции, государства, налогов; больше экономических свобод, инициативы, занятости. И больше взаимного доверия народа и государства».

            В рамках пакетов помощи экономике со стороны государства государство уже приняло ряд эффективных мер в этом направлении, например, резко сократив масштабы проверок. Но вопросов по-прежнему больше, чем ответов: готово ли государство отказаться от системы надежных источников пополнения бюджета в виде госкорпораций в пользу МСБ? Сможет ли оно обуздать силовиков, традиционно рассматривающих бизнес как кормовую базу?

            И самое главное – не приведет ли конфликт между жесткой политической системой и рыночной стихией к уничтожению последней, как это уже произошло в 20-годы ХХ века?

            Оптимизм внушает еще одно замечание Путина на ВЭФе: «Мы приветствуем все, что идет на пользу российскому бизнесу».

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров