ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Оптимист Белоусов

Оптимист Белоусов

Накануне Дня знаний наш первый вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов, видимо, решил поднять настроение измотанному школьными затратами населению и выдал порцию оптимистичных прогнозов о состоянии отечественной экономики. Вот что он пообещал:

            - Спад ВВП будет где-то 2 с небольшим процента, в следующем году - минус 0,6–0,8%. При этом действующий прогноз Минэкономразвития предполагает падение ВВП в этом году на 4,2%.

            - Инфляция в России по итогам этого года ограничится 12–13%.

            - Спад потребления в России в 2022 году составит 4,2%, в 2023 году оно вырастет на 2,5–3%.

            - Сокращение промышленного производства в этом году - 4,5%.

            «СВО затягивается и стоит все больших денег»

            Дуть в победные трубы рановато, но говорить о некотором тактическом успехе российской экономики под санкциями право у нас есть. Надо сказать, что ее устойчивость оказалась приятным сюрпризом и для самих российских властей. Одну из причин назвал сегодня глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в статье для РБК. Это незаменимое положение России как поставщика основных сырьевых продуктов. Наша страна стала «экспортной супердержавой», считает министр. Хотя в России проживает лишь 1,8% населения мира, она производит 17% мирового газа, 12% нефти, 11% никеля, 9% золота, 30% алмазов, 11% пшеницы и т.д.

            Во-вторых, высокая роль госсектора позволила государству не только эффективно осуществлять меры отраслевой поддержки, но и усилила результативность экстренных мер Центробанка и Минфина по подавлению финансовой паники на рынках в феврале-марте.

            Кстати, в те беспокойные дни директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец был среди тех немногих, кто называл трусами экономистов, предрекавших падение экономики на более чем 10%. Что вы думаете о сегодняшнем оптимизме российского правительства, спросили мы его сегодня:

"Белоусов из мрачного пессимиста превратился в безудержного оптимиста. В нашей экономике не все так безоблачно. Во второй половине года инфляция вернется и по итогам года, по моим оценкам, она составит 15-17%. В машиностроении и химическом производстве, в значительной мере зависимых от внешних рынков, серьезный спад на 10-15%. Быстро справиться с этим нельзя, понадобится 3-4 года. Мы прогнозировали еще весной спад ВВП в 2-4%, сейчас подтверждаем свой прогноз. Я не верю в особо радостные прогнозы. Впереди осень, а она вызывает у людей депрессию, что сказывается в том числе и на экономике.

Второй неблагоприятный фактор – это КОВИД, вспышка заболеваемости которым во всем мире и в России чревата снижением спроса на энергоносители и прочие сырьевые товары. По западной, в том числе американской статистике, видно, что в мире назревает рецессия, которая в зависимости от глубины неминуемо скажется и на России. Никто не отменял логистические сложности, связанные с санкциями. И, наконец, СВО затягивается и стоит все больших денег. К тому же нельзя исключать риска вторичных западных санкций против наших сегодняшних торговых партнеров. Учитывая все эти факторы, я бы не впадал в чрезмерный оптимизм и смотрел на нашу экономику более здраво".

            Свободные деньги?

            По многим опросам российских потребителей, многие из них в последнее время вместе с Андреем Белоусовым стали более оптимистично смотреть в будущее. Подтверждает это и статистика исследовательского центра «Ромир», который составляет индекс свободных денег (ИСД). Это то, что остается в кошельке после покупки еды, товаров повседневного спроса, оплаты транспортных расходов, ЖКУ и прочих обязательных трат. В июле ИСД составлял 27% или на 1% больше, чем в июне.

            При этом у нас падает потребительское кредитование, растет удельный вес пищевых продуктов в структуре оборота розничной торговли. В июне этого года он составил 51%, годом ранее – 47%. Росстат сообщает, что производство колбасных изделий за январь-июнь снизилось на 1% до 1,4 млн т, переработанной рыбы — на 3,7% до 2,4 млн т, а производство мяса и субпродуктов птицы увеличилось на 3,5 % до 2,9 млн т. То есть народ постепенно отказывается от более дорогих товаров, меньше тратит на излишества и переходит на сберегательный режим потребления.

            Инстинктивно люди подтягивают пояса в ожидании ухудшения ситуации. Ведь помимо непредсказуемости хода СВО, мировой рецессии и других факторов, впереди нас ждут новые санкционные ловушки: европейское эмбарго на российскую нефть (правительство, похоже, довольно спокойно относится к потере этого важнейшего для страны рынка), запрет на страхование российских грузовых перевозок, ужесточение борьбы с обходом технологических санкций и т.д. 

            Директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков в интервью PublicO осторожность россиян понимает и разделяет:

            "Белоусов оптимист по должности, да и в магазин он, наверное, не ходит. Цены растут несмотря на то, что все лето у нас фиксировалась дефляция. В условиях закрытой статистики полной картины не видно, приходится ориентироваться на собственный опыт. Скажем, оливки подорожали на 100%. Я недавно разбил ветровое стекло. Раньше замена стоила 17 тысяч, сейчас дилер назвал 131 тысячу за оригинал. А китайский аналог – 48 тысяч. В Польше эта замена обошлась в 200 долларов. Так что сами считайте курс. Сокращается и ухудшается ассортимент товаров в магазинах. Появились в продаже пельмени в пачках по 700 г… Что касается безработицы, то она у нас носит структурный характер. Другими словами, людей формально не увольняют, держат на каких-то мизерных выплатах, но на биржу труда они не идут и на статистику не влияют. Низкий уровень безработицы поддерживает также и то, что уходящие западные компании пока не уволили всех своих российских сотрудников. При этом мы видим реальное сокращение доходов населения. Мы видим очень высокую инфляцию, по моим оценкам, она составляет 20-30%".

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Новости партнеров