С 1996 года на территории Якутии реализуется глобальный климатический проект Плейстоценового парка. Он поможет восстановить в Арктике экосистему тысячелетней давности, которая будет противостоять негативным климатическим изменениям. Основал парк известный российский ученый Сергей Зимов, а сегодня его дело продолжает сын – эколог Никита Зимов. Недавно он с докладом о Плейстоценовым парке принимал участие в организованной в Москве научной конференции «Природно-климатические решения: что Россия может предложить миру?». Конференция, в которой приняли участие ведущие российские ученые, состоялась в преддверии Всемирной конференции по изменению климата в Дубае (COP-28 UAE). Накануне группа российских экспертов в сфере экологии опубликовала призыв к открытому диалогу по климату на максимально высоком уровне.
Корреспондент Publico поговорил с Никитой Зимовым о деталях теории, лежащей в основе проекта Плейстоценового парка, о важности его реализации и основных векторах развития.
- Как возникла идея проекта?
- В России вечная мерзлота занимает 60–65% территории страны - по площади она больше территории США, Канады или Китая. Поэтому вопрос таяния вечной мерзлоты и тема ее восстановления особенно актуальны для нашей страны, а климатическая повестка - одно из приоритетных направлений работы. Например, Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики еще четыре года назад оценивало ежегодные потери России в связи с таянием вечной мерзлоты от 50 млрд до 150 млрд руб.
Наш Плейстоценовый парк относится к проектам природных решений проблемы глобального потепления. Мы уверены, что пастбищные экосистемы, которые мы восстанавливаем в Арктике, способны активно поглощать парниковые газы из атмосферы, защищать вечную мерзлоту от таяния, а также напрямую влиять на температуру воздуха через эффект альбедо (более светлые поверхности лучше отражают солнечное тепло и меньше нагреваются).
Плейстоценовый парк расположился в якутской лесотундре, где мы развиваем высокопродуктивную пастбищную экосистему, схожую с экосистемой древних мамонтовых степей.
Для нас важно проверить и подтвердить гипотезу о том, что, заселив современные арктические территории крупными млекопитающими, получится вернуться к плейстоценовой экосистеме и замедлить таяние вечной мерзлоты.
- На какой стадии развития находится парк?
- Проекту уже 27 лет. Задача стоит так: он должен стать образцом экосистемы мамонтовой степи, которая доминировала на большей части Евразии ещё 15 тысяч лет назад.Человек активно проник в эту экосистему, снизил численность животных, в итоге пастбища деградировали. Мы реализуем обратный процесс – искусственно увеличиваем численность животных и поддерживаем их, чтобы они путем активного выпаса позволили травам и злакам вновь получить преимущество над мхами, лишайниками и лиственницей.
Конечно, многие животные, обитавшие в мамонтовой степи, вымерли. Но всё равно по всему миру можно «насобирать» достаточное биоразнообразие, что мы и делаем.
Сегодня в Плейстоценовом парке обитают якутские лошади, северные олени, лоси, степные бизоны, овцебыки, двугорбые верблюды, калмыцкие коровы, оренбургские козы, эдильбаевские овцы - всего порядка 150 голов.
Фото Алексея Курило (предоставлено Фондом Андрея Мельниченко)
Животные, чтобы попасть в парк, преодолевают немалые расстояния. Например, 14 овцебыков доставляли Северным морским путем из Ямальского природного парка «Ингилор» транзитом через Архангельск, а бизонов транспортировали из Дании.
- Какие планы на последующие годы?
- В следующем году мы планируем привезти в парк еще одну партию верблюдов и одну-две партии овцебыков, а также построить более 55 км изгороди. Это расширит площадь парка с 16 до 160 кв км и позволит поднять численность крупных травоядных до 1–2 тысяч голов.
Хотим увеличить поголовье овцебыков и бизонов, как наиболее приспособленных к местным условиям. Еще хотим попробовать завести хищников, которые будут не только регулировать численность животных, но и формировать правильное пастбищное поведение у травоядных. Это, в свою очередь, повысит плодородие почвы
Отметим, что до 2017 года финансирование масштабного проекта Парка осуществлялось исключительно из средств семьи Зимовых. Сегодня ситуация изменилась – у парка появился надежный друг и куратор - Фонд Андрея Мельниченко, который заключил с ним партнерское соглашение на 10 лет.
С Фондом мы начали сотрудничать с осени 2023 года, что позволило нам перейти к качественно новому этапу развития проекта. В ближайшие несколько лет мы планируем увеличивать огороженную площадь и численность животных, проводить на территории всесторонние научные исследования и развивать проекты по переселению и заселению диких животных для восстановления и защиты биоразнообразия в другие регионы Арктики. Еще совсем недавно о таком можно было только мечтать.