ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Плюс цифровизация сельского хозяйства
Автор: Александр Богомолов, обозреватель PublicO.

Плюс цифровизация сельского хозяйства

Начало весны – самое время поговорить о сельском хозяйстве, тем более что в южных регионах посевная уже кое-где началась. Теме перспективного развития нашего сельского хозяйстве было посвящено прошедшее накануне в Москве заседание Комиссии по развитию агропромышленного комплекса  Ассоциации менеджеров «Итоги-2022 и перспективы-2023. Экспорт сельскохозяйственной продукции. Маркетплейсы, сервисные платформы».

В недавнем Послании Федеральному собранию Владимир Путин говорил о рекордном экспорте российского зерна. И это далеко не единственное достижение нашего сельского хозяйства. На фоне прошлогоднего небывалого урожая в 2022 году общий экспорт агропромышленной продукции увеличился на 12%. А только что Минсельхоз отчитался еще и о рекордном урожае плодов и ягод — более 1,5 млн тонн. К 2030 году он может превысить 2,4 млн тонн, говорится в сообщении ведомства. Почти все задачи программы продовольственной безопасности выполнены. Магазины и рынки ломятся от преимущественно российских продуктов. Все хорошо?

Только не сжата полоска одна …

На мероприятии Ассоциации менеджеров приводились такие данные: при общем увеличении объемов продаж продукции АПК в прошлом году цены на зерно колебались на 40%, а на фоне роста цен на удобрения и средства защиты растений до 20% урожая осталось неубранным. По отрасли больно ударил уход крупных западных поставщиков товаров и услуг. Так, по данным «Агроноут», прозвучавшим на заседании, прекращение доступа к облачным сервисам Deere ведет к снижению урожайности на 10-20%. У нас высока зависимость от импорта из западных стран в генетике и селекции, в тяжелой технике. Михаил Мизин, член правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД», рассказал, что после ухода западных поставщиков к нам устремились производители техники из Китая, Индии и Турции. Однако вскоре выяснилось, что они не могут предложить наиболее подходящую для наших почв и климата технику, в первую очередь, тяжелую и широкозахватную. По его словам, пока "массового каннибализма" имеющегося парка нет, но на стабилизацию ситуации потребуется 2-3 года.

У вроде бы успешных экспортеров свои проблемы. Усложнение логистики, удорожание фрахта, сложности доступа к финансовым услугам. На это накладывается элементарное неумение работать на новых рынках. Евгения Полякова из специализированного PR агентства рассказала, что в целом в Азии есть большая симпатия к России и российской продукции. Покупая российский товар, говорит она, политизированный китаец ощущает свою сопричастность к борьбе с американской гегемонией. Но вот что беспокоит:

«Государство занимается агропродвижением на уровне G2G – зерновые сделки, поставки туда, поставки сюда. Всё это довольно политизировано. Но вот анализа рынка, местной конкурентной среды (как бы ни помогали нам специалисты ТПП) не хватает. Требуется более активная работа с местными, в частности китайскими, маркетплейсами, активное участие в профильных выставках. Например, в прошлом году в выставке FoodExpo во Вьетнаме принимало участие 50 российских агрофирм, о чем было выпущено только 2 пресс-релиза! В результате, несмотря на большую работу Российского экспортного центра и проекта "Сделано в России", участие наших агрокомпаний в выставке не оставило никакого следа во вьетнамских сердцах».

Что может маркетплейс

Участники заседания уверены, что решение многих проблем агросектора лежит в дальнейшей цифровизации АПК, одной из самых консервативных отраслей нашей экономики. По цифровизации она занимает последнее место среди всех сфер бизнеса в рейтинге ВШЭ. Индекс цифровизации АПК составляет 23 условные единицы при среднем показателе по экономике 32 единицы. При этом дигитализация сельского хозяйства - один из приоритетов государства. Минсельхоз прогнозирует как минимум пятикратный рост рынка IT-решений для агросектора к 2026 году. Эксперты ВШЭ считают, что цифровая трансформация способна обеспечить дополнительный рост производительности труда в сельском хозяйстве на 15,6% до 2030 года.

Особую ценность современные цифровые решения представляют для мелких и средних товаропроизводителей. Так, работа с комплексным маркетплейсом снимает с них заботы о создании своей коммерческой службы, говорит руководитель одной из таких платформ Евгений Белов. Маркетплейс не только обеспечивает закупку всего необходимого для фермера, но и помогает наладить сбыт готовой продукции, обеспечить финансирование (Белов рассказывает, что самая быстрая кредитная сделка у них заняла 7 минут, самая долгая – около суток), доступ к аналитике, программам точного земледелия (почвенно-ландшафтное обследование, дифференцированное внесение семян и удобрений, определение новых зон плодородия), консультациям по смене культур и т.д.

Эксперты называют такие основные IT-решения для сельского хозяйства:

- системы для ведения финансового и оперативного учета;

- решения для контроля процессов в растениеводстве и животноводстве, которые контролируют весь цикл работ в растениеводстве или животноводстве.

- электронные каталоги пестицидов и семян, отраслевые справочники;

- цифровые карты сельхозугодий, составленные на основе данных химического анализа почвы. Такие системы выдают рекомендации по оптимальной высадке культур, количеству и типу удобрений и средств защиты растений;

- логистические решения от выбора подрядчика до отслеживания погрузки товара;

- площадки для сбыта продукции.

Все эти решения уже активно применяются в нашем АПК просто потому, что они эффективны. Например, одним из специализированных сервисов, организующих логистику и поставки товаров локальных производителей в торговые сети, сегодня пользуются около 180 фермерских хозяйств. При этом, по данным «Коммерсанта», его комиссия - около 10%, а при самостоятельной работе фермеров с торговыми сетями их траты составляют около 20%.

 

 

 

 

 

 

Новости партнеров