Начало весны – самое время поговорить о сельском
хозяйстве, тем более что в южных регионах посевная уже кое-где началась. Теме
перспективного развития нашего сельского хозяйстве было посвящено прошедшее
накануне в Москве заседание Комиссии по развитию агропромышленного
комплекса Ассоциации менеджеров
«Итоги-2022 и перспективы-2023. Экспорт сельскохозяйственной продукции.
Маркетплейсы, сервисные платформы».
В недавнем Послании Федеральному собранию Владимир
Путин говорил о рекордном экспорте российского зерна. И это далеко не
единственное достижение нашего сельского хозяйства. На фоне прошлогоднего небывалого
урожая в 2022 году общий экспорт агропромышленной продукции увеличился на 12%.
А только что Минсельхоз отчитался еще и о рекордном урожае плодов и ягод —
более 1,5 млн тонн. К 2030 году он может превысить 2,4 млн тонн, говорится в
сообщении ведомства. Почти все задачи программы продовольственной безопасности
выполнены. Магазины и рынки ломятся от преимущественно российских продуктов.
Все хорошо?
Только не сжата полоска одна …
На мероприятии Ассоциации менеджеров приводились такие
данные: при общем увеличении объемов продаж продукции АПК в прошлом году цены
на зерно колебались на 40%, а на фоне роста цен на удобрения и средства защиты
растений до 20% урожая осталось неубранным. По отрасли больно ударил уход
крупных западных поставщиков товаров и услуг. Так, по данным «Агроноут», прозвучавшим
на заседании, прекращение доступа к облачным сервисам Deere ведет к снижению
урожайности на 10-20%. У нас высока зависимость от импорта из западных стран в
генетике и селекции, в тяжелой технике. Михаил Мизин, член правления
Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД», рассказал, что после
ухода западных поставщиков к нам устремились производители техники из Китая,
Индии и Турции. Однако вскоре выяснилось, что они не могут предложить наиболее
подходящую для наших почв и климата технику, в первую очередь, тяжелую и
широкозахватную. По его словам, пока "массового каннибализма" имеющегося парка
нет, но на стабилизацию ситуации потребуется 2-3 года.
У вроде бы успешных экспортеров свои проблемы.
Усложнение логистики, удорожание фрахта, сложности доступа к финансовым
услугам. На это накладывается элементарное неумение работать на новых рынках. Евгения
Полякова из специализированного PR агентства рассказала, что
в целом в Азии есть большая симпатия к России и российской продукции. Покупая
российский товар, говорит она, политизированный китаец ощущает свою
сопричастность к борьбе с американской гегемонией. Но вот что беспокоит:
«Государство занимается агропродвижением на уровне G2G
– зерновые сделки, поставки туда, поставки сюда. Всё это довольно
политизировано. Но вот анализа рынка, местной конкурентной среды (как бы ни
помогали нам специалисты ТПП) не хватает. Требуется более активная работа с
местными, в частности китайскими, маркетплейсами, активное участие в профильных
выставках. Например, в прошлом году в выставке FoodExpo во Вьетнаме принимало
участие 50 российских агрофирм, о чем было выпущено только 2 пресс-релиза! В
результате, несмотря на большую работу Российского экспортного центра и проекта
"Сделано в России", участие наших агрокомпаний в выставке не оставило никакого
следа во вьетнамских сердцах».
Что может маркетплейс
Участники заседания уверены, что решение многих
проблем агросектора лежит в дальнейшей цифровизации АПК, одной из самых
консервативных отраслей нашей экономики. По цифровизации она занимает последнее
место среди всех сфер бизнеса в рейтинге ВШЭ. Индекс цифровизации АПК
составляет 23 условные единицы при среднем показателе по экономике 32 единицы. При
этом дигитализация сельского хозяйства - один из приоритетов государства.
Минсельхоз прогнозирует как минимум пятикратный рост рынка IT-решений для
агросектора к 2026 году. Эксперты ВШЭ считают, что цифровая трансформация
способна обеспечить дополнительный рост производительности труда в сельском
хозяйстве на 15,6% до 2030 года.
Особую ценность современные цифровые решения
представляют для мелких и средних товаропроизводителей. Так, работа с
комплексным маркетплейсом снимает с них заботы о создании своей коммерческой
службы, говорит руководитель одной из таких платформ Евгений Белов.
Маркетплейс не только обеспечивает закупку всего необходимого для фермера, но и помогает наладить сбыт готовой продукции, обеспечить финансирование (Белов
рассказывает, что самая быстрая кредитная сделка у них заняла 7 минут, самая
долгая – около суток), доступ к аналитике, программам точного земледелия
(почвенно-ландшафтное обследование, дифференцированное внесение семян и
удобрений, определение новых зон плодородия), консультациям по смене культур и
т.д.
Эксперты называют такие основные IT-решения для
сельского хозяйства:
- системы для ведения финансового и оперативного учета;
- решения для контроля процессов в растениеводстве и
животноводстве, которые контролируют весь цикл работ в растениеводстве или
животноводстве.
- электронные каталоги пестицидов и семян, отраслевые
справочники;
- цифровые карты сельхозугодий, составленные на основе
данных химического анализа почвы. Такие системы выдают рекомендации по
оптимальной высадке культур, количеству и типу удобрений и средств защиты
растений;
- логистические решения от выбора подрядчика до
отслеживания погрузки товара;
- площадки для сбыта продукции.
Все эти решения уже активно применяются в нашем АПК
просто потому, что они эффективны. Например, одним из специализированных сервисов,
организующих логистику и поставки товаров локальных производителей в торговые
сети, сегодня пользуются около 180 фермерских хозяйств. При этом, по данным
«Коммерсанта», его комиссия - около 10%, а при самостоятельной работе фермеров с
торговыми сетями их траты составляют около 20%.