ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
«Революция обреченных»: к чему приведут бразильские протесты?
Автор: Геворг Мирзаян, специально для PublicO.

«Революция обреченных»: к чему приведут бразильские протесты?

В Бразилии прокатилась волна протестов против действующей власти. И главным бенефициаром от них стала сама действующая власть.

Еще недавно Бразилию считали самой демократической страной Южной Америки. Этаким образцом для подражания. Однако события последних дней показывают, что с этой оценкой несколько погорячились. 8 января тысячи бразильцев вышли на улицы, требуя отставки свежеизбранного президента страны Луиса Инасио Лулы да Силвы. Они были сторонниками его конкурента на выборах – действовавшего на тот момент президента Жаира Болсонару, у которого Лула выиграл с минимальным отрывом (50,9% против 49,1% голосов). Протестующим удалось на какое-то время захватить парламент, а также резиденцию президента. Более того, Луле даже пришлось эвакуироваться из столицы в Сан-Паулу.

Сам Болсонару формально был в стороне от протестов. Незадолго до них бывший президент улетел в Соединенные Штаты (если быть точнее, во Флориду), где, по данным журналистов, собирается оставаться еще как минимум месяц. Однако есть все основания подозревать, что он был если не поджигателем, то, по крайней мере, разжигателем общественного недовольства. «Хотя администрация Болсонару и заявляет, что сотрудничает в деле передачи власти, сам крайне правый действующий президент не стал прямо признавать свое поражение на выборах 30 октября», - пишет CNN. Более того, по факту Болсонару сам провоцировал военный переворот – заявив, что вооруженные силы «являются последним препятствием на пути социализма» и «отвечают за нашу свободу».

Собственно, поджигать было что: ведь страна, по сути, расколота. Как по территориальному, так и по идеологическому принципу.

Да, у Лулы - огромный авторитет среди бразильских левых. «Для своей партии Лула — самый настоящий Бог. А вот для того, чтобы добиться расположения других людей, ему придется очень постараться», - говорит директор Американской программы Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Райан Берг. Казалось бы, он и старается. Так, Лула анонсировал большие социальные расходы. «Они (правительство Болсонару. – Прим. ред.) многое разрушили, но я уверен, что мы исправим Бразилию. Мы взяли на себя эту миссию. Мы собираемся инвестировать в образование, в здравоохранение, возобновим программу строительства жилья для малоимущих... Давайте построим Бразилию будущего», - написал он .

Однако эта Бразилия будущего не нравится многим бразильцам из настоящего. Бразильские правые считают, что Лула несет стране даже не социализм, а самый настоящий коммунизм. Кроме того, он разделяет все остальные прелести современной левой повестки – включая ЛГБТ, экологию и т.п. Вот народ и вышел на улицы.

Ирония в том, что (как и захват их американскими братьями по идеологии здания Капитолия в 2020 году) нынешний протест был обречен. Во-первых, потому, что за несколькими тысячами демонстрантов не было реальной силы: вопреки словам Болсонару, армия не «стала препятствием на пути к социализму». В итоге для разгона протестующих хватило сил специальной полиции – той, которая обычно используется для подавления бунтов в фавеллах (для чего имеет соответствующую технику и навыки).

Более того, путчисты оказались в международной изоляции. Их не поддержали в регионе: левые лидеры Латинской Америки осудили захваты правительственных зданий, а кое-кто даже назвал сторонников Болсонару «фашистами». Да, никакой военной помощи правительство Лулы от соседей не получит, но ему это и не надо (хотя бы потому, что оппозиция раструбит об иностранной интервенции), но, с другой стороны, ожидать требований «уважайте права оппозиции» тоже не стоит.

Более того, путчистов не поддержали и в Соединенных Штатах. Да, крайне правые деятели – наподобие Стива Бэннона – поддерживают бразильских единомышленников, называя их «борцами за свободу». Да, Лула в целом настроен антиамерикански, поэтому в Вашингтоне его не любят. Однако в Белом доме все-таки поддержали антиамериканского лидера – просто потому, что не хотят опыта успешных правых переворотов (который может быть распространен и на США, если демократы в 2024 году снова проведут сомнительные выборы, – а им придется их проводить в случае, если президент Байден в нынешнем своем состоянии все-таки пойдет на второй срок). «Я осуждаю эту атаку на демократию и процесс мирной передачи власти в Бразилии. Мы полностью поддерживаем бразильские демократические институты, и воля бразильского народа не должна игнорироваться», - заявил Джозеф Байден.

Более того, часть американской власти считает пребывание на своей территории Жаира Болсонару нежелательным. Так, член комитета по международным делам Палаты представителей Хоакин Кастро уже потребовал экстрадировать Болсонару назад в Бразилию. По его словам, «США не должны становиться убежищем для авторитарных лидеров, которые вдохновляют в Бразилии домашний терроризм». Евросоюз в лице действующего главы Евросовета Шарля Мишеля тоже поддержал новую бразильскую власть.

Тогда почему история с бразильским бунтом так раскручивается в самой Бразилии? Зачем Лула да Силва ввел в столице режим ЧС аж до конца января? По всей видимости, потому, что хочет воспользоваться ситуацией. «Это не “мятеж”, не “путч”, не попытка “фашистского переворота”. Это эксцесс, развязывающий руки достаточно слабой власти в реализации репрессий против проигравшей на выборах стороны», - говорит политолог Глеб Кузнецов.  Судя по всему, президент повторит опыт администрации Байдена: под шумок «наведения порядка» арестует или посадит на крючок сроков значительную часть правых лидеров страны.

А какие у него еще есть варианты, если, по мнению экспертов, бразильскую экономику (а значит и рейтинг президента) ждут впереди очень непростые годы? 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров