Изменение климата, экология и наметившийся четвертый энергопереход сегодня прочно занимают место в мировой повестке. На фоне усиливающейся геополитической и экономической конкуренции США и Китая, которые являются акторами большинства мировых процессов и трендов, может ли Москва стать медиатором между Западом и Востоком в том числе в экологических вопросах? Являясь «Азией в Европе» и «Европой в Азии», Россия могла бы в теории стать связующим звеном для столь разных идеологически и менталитетно сторон. Однако возможно ли это в реальности и хватит ли нам для этого влияния?
Россия и Китай – стратегические союзники
Российско-китайское стратегическое партнерство вышло на более высокий уровень, чем традиционный военно-политический альянс. Об этом заявил 26 января на правительственном часе в ходе пленарного заседания Госдумы министр иностранных дел России Сергей Лавров.
«Хорошим примером того, как должны развиваться межгосударственные отношения в XXI веке, служит российско-китайское стратегическое партнерство», — цитирует ТАСС Лаврова.
Китай уже отреагировал на слова российского дипломата. «Мы обратили внимание на позитивные высказывания министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова по поводу отношений между двумя странами. Это отражает высокий консенсус между двумя странами по развитию двусторонних отношений. Китайская сторона высоко ценит это», — заявил официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь во время брифинга 27 января.
Он добавил, что обе стороны рассматривают друг друга в качестве приоритета во внешней политике. «Отношения Китая и России в подлинном смысле слова являются новым типом модели отношений между крупными державами», — заключил официальный представитель МИД Китая.
Как отметила в беседе с PublicO исполнительный директор Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла, член Общественной палаты РФ Альбина Дударева, союз России, Китая и Индии как союз большинства людей мира сможет противостоять экономическим претензиям, которые сегодня навязывают Европа и США, в том числе в климатической повестке.
«Россия как медиатор может и должна занять свою позицию. Мы – энергонезависимы. Более того, каждый вызов мы пытается переосмыслить и обернуть в возможности развития для страны. При этом мы не меняем стратегии энергетики: мы традиционно развиваем несколько видов энергии, чтобы сохранить баланс в этом вопросе», - заявила эксперт.
Рим и Глазго: мир против России и Китая
В последних числах октября 2021 года в Риме прошел Саммит «Группы 20», главной повесткой которого стала борьба с изменениями климата. Лидеры России и Китая не приехали на мероприятие, хоть и присутствовали по видеосвязи, что вызвало критику со стороны западных коллег. Так, Президент США Джо Байден сказал, что остался «разочарован» Россией и Китаем после саммита в Риме из-за недостаточной, на его взгляд, решимости бороться против изменения климата.
«Разочарование связано с тем фактом, что Россия <…> и Китай фактически не показались с точки зрения каких-либо обязательств по борьбе с изменением климата», — цитируют «Ведомости» американского главу. «Но от нас потребуется продолжать концентрировать внимание на том, чего не делает Китай, чего не делает Россия, чего не делает Саудовская Аравия», — добавил Байден.
Сразу же по завершению Саммита «G20» в Глазго стартовала 26-ю конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26). Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков перед саммитом обозначил, что Путин не примет участие в мероприятии ни лично, ни по видеосвязи. Он пояснил, что на заседаниях не предусмотрена сама возможность выступить в режиме видеоконференции, а очный формат нежелателен из-за эпидемиологической обстановки в мире. Этим и обоснован выбор формата - видеообращение.
Риторика против отсутствующих лидеров только усилилась. Байден заявил, что Путин бездействует в то время, когда в России горит тундра и серьезные проблемы с климатом. В ответ российские власти напомнили, что леса горят не только в тундре, но и в Калифорнии, Турции и других странах.
Бывший президент США Барак Обама также выступил с критикой. «Особенно обескураживает то, что лидеры двух стран, которые являются самыми крупными источниками выбросов, России и Китая, отказываются даже присутствовать на заседаниях, а планы их стран [по достижению углеродной нейтральности] показывают, как кажется, отсутствие срочности (Россия и Китай планируют достигнуть углеродной нейтральности к 2060, а не к 2050 году – прим.ред.)», — сказал Обама.
2 ноября Президент США Джо Байден в ходе своего выступлении на саммите объявил, что более 90 стран согласились с глобальной инициативой США и Евросоюза, которая предполагает снижение выбросов метана в атмосферу на 30% к 2030 году. К соглашению не присоединились Китай, Россия и Индия, входящие в первую пятерку стран по уровню выбросов метана, что стало новым поводом для критики.
Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, основатель проекта ClimateScience.ru Иван Засурский отметил, что итогом саммита для Москвы стало сплочении всего мира против России и Китая.
«Мы упустили шанс захватить лидерство в этой проблематике из-за того, что Россия на саммите не занимает активную позицию. На этой встрече можно и нужно было показать нашу готовность к изменениям, - сказал он корреспонденту PublicO. - Если бы у нас были более активные, более серьезные цели декарбонизации, если бы мы шли к углеродной нейтральности к 2050 году, а не к 2060 году, и не настаивали бы так сильно на том, что не хотим ничего делать, что пока все еще будут расти выбросы СО2, тогда Россию мог бы ждать успех».
Китай и США договорились напрямую
Самым неожиданным итогом конференции в Глазго стало подписание США и Китаем, несмотря на всю взаимную критику, двусторонней декларации о сотрудничестве в сфере борьбы с изменениями климата. Страны договорились активизировать работу в этой сфере, заявили спецпредставители двух стран по климату - Джон Керри и Се Чжэньхуа.
По словам китайского представителя, главная ценность подписанного соглашения состоит в том, что стороны договорились предпринять конкретные действия по сокращению выбросов и сохранению лесов в течение текущего десятилетия, а не за пределами 2030 года. Его коллега Джон Керри также отметил, что в соглашении речь идет «о конкретных мерах», хоть и назвал совместную декларацию «первым шагом» на «долгом пути». Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш поддержал заключение соглашения между странами, назвав его «важным шагом в правильном направлении».
Как заявил редакции PublicO эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, основатель и генеральный директор ООО «КарбонЛаб» Михаил Юлкин, Россия не нужна Китаю в качестве медиатора в вопросах климата.
«Самое яркое событие, которое случилось в Глазго во время COP-26, - это подписание совместной декларации в области климата Китаем и США, которое по большому счету определило и то, как дальше развивался сам саммит. Даже заключительный документ всей конференции в значительной степени повторяет именно эту декларацию о взаимодействии Китая и США в климатической сфере на ближайшие десять лет», - сказал эксперт.
Он добавил, что за последний год США и Китай провели более 30 онлайн-встреч по вопросам климата, китайская вовлеченность в эту повестку гораздо глубже и серьезнее, чем российская. «Принимая все это во внимание, можно сказать, что России нечего предложить, все основные вопросы уже решены Китаем и США», - заключил Юлкин.
В свете вышеизложенного, России будет сложно стать медиатором между Западом и Востоком, несмотря на крепкие союзные отношения с Китаем. Во-первых, как показали последние месяцы, России и США подчас сложнее и проблематичнее договориться, чем Китаю и США. Во-вторых, Россия не имеет значительного влияния ни на одну из сторон, чтобы выполнять роль полноценного посредника. В-третьих, Россия весьма пассивно ведет себя в вопросах глобальных экологических инициатив – мы редко выступаем в ведущей роли, скорее просто принимаем или отвергаем предложения других стран. Если не исправить положение вещей, Россию могут оставить на периферии мировой климатической повестки.
Хотя шанс у России занять выгодную позицию на "экологической карте" по-прежнему есть. 3 февраля в Москве состоится круглый стол «Климатическая повестка: роль технологий в развитии коммуникаций». Как отмечают организаторы, изменение климата дало возможность перестроить старые связи с целью открытия новых перспектив, анализ которых является важным и актуальным для формирования климатической стратегии государства. Среди участников мероприятия анонсированы: Министерство Природных Ресурсов РФ, ПАО «ГМК «Норильский Никель», ОК «РУСАЛ», НК «Лукойл», ПАО «Трубная металлургическая компания», Венчурный фонд «Восход», АО «Газпром банк», ПАО «Сбербанк», АО «Бизнес Ньюс Медиа», Нефтегазовая компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.», ПАО «Сегежа Групп», АНО «Сад памяти», ИКЕА Россия, Авиакомпания S7 Airlines, Институт стратегических коммуникаций.
Светлана Огнева, специальный обозреватель PublicO