ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Школьный вальс: какие еще уроки нужны российским детям

Школьный вальс: какие еще уроки нужны российским детям

Вчера Центральный Банк сообщил важную для детей и их родителей новость - во всех российских школах с первого по девятый класс теперь будут изучать финансовую грамотность. Программа стартует с 1 сентября 2022 года, но по желанию родителей ее преподавание может начаться и раньше. 

Пресс-служба Минпросвещения, в свою очередь, пояснила, что новый предмет в школьное расписание вводить не будут, а изучать финансовую грамотность ребята станут в рамках уже имеющихся предметов: математики, окружающего мира, обществознания, информатики и других. 

Самые маленькие ученики узнают, как безопасно вести себя в интернете, в том числе, при совершении финансовых операций. Их также научат анализировать доходы и расходы семьи и составлять личный финансовый план.  

В 5–9 классах ученики будут оценивать риски предпринимательской деятельности и узнают о различных видах финансового мошенничества. На уроках математики они будут рассчитывать налоги, цены и стоимость товаров и услуг. Кроме того, они научатся самостоятельно составлять и заполнять формы и документы, в том числе электронные. 

Часовая нагрузка на школьников останется прежней, однако все эти знания теперь закреплены на уровне федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для начальной и средней школы и стали обязательными к изучению. 

“Введение новых стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит, повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом», - уверен первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов. 

Впрочем, учебно-методические комплекты для педагогов по финансовой грамотности были разработаны еще в 2019 году и сейчас, по данным ЦБ, 86% российских школ так или иначе включают финансовую грамотность в свои учебные планы. 

Новое время - новая школа 

Российская школа, как и другие школы мира, не первый год находится в процессе реформирования и поиска новых форм обучения. Пожалуй, самым заметным преобразованием стало внедрение ЕГЭ в 2009 году, а самым большим вызовом - вынужденный переход на дистанционное обучение в 2020 году из-за коронавируса. И скорее всего, это не последние изменения привычной системы. 

Столетиями схема обучения строилась по принципу “передача информации от учителя к ученику”, но теперь, когда каждый ребенок может мгновенно и самостоятельно найти нужные данные или посмотреть инструкцию на YouTube, на первый план в образовании, кажется, выходят другие задачи. Теперь от учителя ждут не столько транслирования ученику конкретных знаний и их проверки, а помощи в самостоятельном поиске информации, ее анализе и правильном применении. 

“Во-первых, информация по любому школьному предмету, любой глубины и подробности, хранится больше не в голове у учителя, а в интернете. И она равно доступна и учителю, и умеющему читать ученику. Во-вторых, все больше становятся доступными для всех продуманные видеоуроки замечательных педагогов — учись у кого хочешь. В-третьих, сама старая и испытанная веками образовательная схема «услышь — запомни — повтори» все больше теряет свою общественную актуальность, и нарастает ощущение, что в условиях избытка всего (в том числе обрушивающейся на ребенка информации) детей надо учить чему-то другому и как-то иначе”, - пишет в авторской колонке детский психолог Екатерина Мурашова. 

Понимают необходимость преобразований и учителя, и родители, и власти. По всему миру идет поиск этой успешной модели, но единого, подходящего всем и одобренного пути пока не найдено.  

В современной России школьное образование решено не реформировать глобально, а аккуратно корректировать исходя из требований современности, либо обновляя учебные планы уже существующих уроков, например, истории или математики (как в примере с финансовой грамотностью), либо внедряя в программу совершенно новые предметы. 

Например, с 1 сентября 2019 года во всех российских школах ввели уроки по шахматам для младших школьников. Они преподаются один раз в неделю (33-34 часа в год) вместо третьего урока физкультуры. 

С 1 сентября 2012 года во всех регионах страны внедрен предмет “Основы религиозных культур и светской этики” (ОРКСЭ), который преподается для школьников 4 класса один раз в неделю (34 часа в год). Основной проблемой этого предмета называют малое количество преподавателей, готовых серьезно обсуждать с детьми такие сложные темы как мораль и нравственность. Лоббистом расширения его преподавания в школах выступает Русская православная церковь. 

“Безусловно, важной в связи со сказанным становится полноценная подготовка учителей православной культуры. К сожалению, до сих пор этому препятствует целый ряд причин. Среди них и продолжение преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в экспериментальном формате, и отсутствие возможности полноценно представить этот предмет на всех ступенях образования, а не только в течение одного года в начальной школе, и отсутствие каких-либо иных возможностей системно ознакомить школьников с духовными основами богатейшей культуры нашего народа», - считает, например, патриарх Кирилл.  

Спорные предметы 

Помимо уже внедренных на фоне широкой общественной дискуссии новых предметов, есть и ряд других, которые в программу не вошли, но вызывают живой интерес. Например, еще с 90-ых годов, обсуждается возможность введения в российской школе основ сексуального просвещения. Опрос ВЦИОМ 2018 года показал, что лишь 30% россиян поддерживают эту идею, причем эта доля по сравнению с опросом 1989 года серьезно упала: тогда ее одобряли 46% респондентов. Самым приемлемым способом получения информации по этой теме россияне считают беседу с родителями (47%) и консультацию у врачей-специалистов (37%). Что интересно - предложение рассказывать в школе не о сексуальной жизни в целом, а изолированно о методах контрацепции, полностью или отчасти поддерживают значительно большее число опрошенных - уже 60%. При этом делать это нужно в средних классах школы (63%), и проводить эти занятия должен приглашенный медицинский работник (69%). 

Впрочем, представители российской власти неоднократно высказывались против введения такого предмета в школе, и в настоящее время о том, что Минпросвещения разрабатывает подобную программу, не известно. 

Еще одним инновационным предложением, обнародованным в 2015 году, было внедрение в школах уроков «Основ информационной безопасности». К обсуждению вопроса вернулись в июне этого года - председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн сообщил, что на уровне министров цифрового развития и просвещения принято решение о создании рабочей группы для подготовки и организации курса цифровой грамотности в школах.

Из него дети могут узнать, что такое кибербуллинг или травля в Сети, как отличить правдоподобную информацию от откровенного фейка, что такое фактчекинг, как не попасться на удочку мошенников и так далее. Предполагается, однако, что эти знания будут даваться детям не в рамках отдельного урока, а в ходе уроков ОБЖ. 

Справка. Какие новые предметы изучают в зарубежных школах

Сексуальное воспитание. Родиной этого предмета считается Швеция, где оно стало обязательным школьным уроком в 1955 году. В Нидерландах половое образование начинается с 4 лет и является обязательным для начальных классов. Половое просвещение входит в школьные программы также во Франции, Швейцарии, Финляндии, Дании. Проводят эти уроки и в некоторых штатах США, их содержание сильно варьируется от штата к штату. В Великобритании правительство объявило о введении полового воспитания в школах в марте 2017 года, эта программа стала обязательной с сентября 2020 года для младших и средних классов.  

Психологическая практика. В Голландии и Израиле для детей проводят уроки дискуссий, а в Испании - уроки управления эмоциями. В школах Дании один час в неделю для всех детей с 6 до 16 лет посвящен урокам эмпатии. 

Информационная безопасность. В школах Израиля обязательным предметом является информационная безопасность, а в некоторых - программирование. В школах Финляндии ребят учат критически оценивать информацию и противостоять фейкам в медиа и интернете.

Новости партнеров