Совет Федерации официально отрицает существование «Совета блогеров» при самом себе. Такое сообщение опубликовал официальный телеграм-канал Совфеда в ответ на публикацию «Ведомостей» о том, что блогеры направили просьбу о разблокировке Instagram и Facebook (компания Meta Platforms признана в России экстремистской организацией и запрещена) президенту РФ Владимиру Путину и зампреду Совбеза РФ Дмитрию Медведеву. Блогеры считают, что из-за блокировки сетей Россия теряет позиции в информационной войне на фоне военной операции на Украине. Использование же VPN-сервисов якобы несет угрозу для персональных данных пользователей.
21 марта Тверской суд Москвы признал американскую компанию Meta экстремистской организацией. Причиной стала информация о том, что руководство Meta разрешило пользователям с Украины призывать к насилию в отношении российских военных. Генпрокуратура РФ говорила, что использование Facebook и Instagram «не в целях экстремизма» не будет рассматриваться как его поддержка, но размещать рекламу там больше нельзя. 11 октября Meta включили в перечень Росфинмониторинга экстремистов и террористов.
Отметим, что платформа Instagram активно использовалась для рекламы малого бизнеса в России. После блокировки этой соцсети популярные блогеры выпустили практически одинаковые посты о том, что есть хорошая соцсеть «ВКонтакте». Обычно размещение таких постов называют «отработкой по методичкам».
В итоге, произошел массовый прирост пользователей в Телеграм, а также россияне не менее массово установили себе на телефоны VPN. Периодически появляются обсуждения о возможной блокировке Youtube, который начинает заменять россиянам телевизор, но пока этого не происходит.
В Интернете существует сайт «Совет блогеров», поясняющий, что имеется в виду «Секция по информационной политике и контентному анализу Экспертного совета при Комитете Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре».
В разделе «цели совета» говорится: «Выдвижение передовых, конструктивных, подкрепленных исследованиями и общественным мнением предложений в законодательство для рассмотрения Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре».
Его возглавляет (точнее, возглавляла) некая Валерия Рытвина, в разделе «информация» о ней говорится: «Основатель юридический компании и сервиса Адвокадо. Эксперт СМИ. Финалист конкурсов «Лидеры интернет-коммуникаций» 2021, «Лидеры России» 2021. Работает по звёздным и резонансным делам».
«В связи с тем что Валерия Рытвина неоднократно нарушала регламент работы секции и делала заявления от имени несуществующей организации при СФ, принято решение вывести ее из состава экспертов»,— говорится в сообщении Совфеда в Telegram.
Между тем, независимые эксперты высказывают разные точки зрения по поводу блокировки популярных соцсетей. Основатель и владелец новостного агрегатора на основе данных из социальных сетей – MediaMetrics Герман Клименко считает, что «наверное, никого не надо блокировать, надо как-то договариваться».
«По поводу разблокировки запрещенных фейсбуков-инстаграмов. У нас идут тренды, в Думе эта партия «Новые люди», сейчас какой-то Совет блогеров обращается к Совету Федерации по этому вопросу. Но обращение это, правда, не по теме: нужно идти в прокуратуру и в суд, а также к самим источникам запретов, то есть убирать претензии у государственных органов. Так было в свое время, когда Дуров (Павел Дуров – основатель соцсети Telegram – Е.В.) спорил с Жаровым (Александр Жаров – экс-руководитель Роскомнадзора — Е.В.), там были претензии Дурову от ФСБ из-за номеров террористов, которые Дуров отказывался выдавать, как я понимаю. Было это формальным признаком или неформальным, это неважно.
Если рассматривать сравнимые вероятности, что вероятнее: заблокировать Telegram или разблокировать Facebook и Instagram, то логичнее предположить, что все-таки вероятнее будет блокировка Telegram. Я не уверен, что в ближайшее время разблокировка запрещенных Facebook и Instagram возможна по многим причинам — даже не потому, что они наносят какой-то вред, а потому что эти события уже произошли. Сейчас идет специальная военная операция, все на нервах, и возможно только ужесточение и вряд ли возможно какое-то ослабление.
Мы с вами видим картину, когда у нас Telegram — это, по сути, внутренне разрешенный мессенджер. При этом он не выполняет закон о приземлении, ему этого никто не инкриминирует, в нем есть все запрещенные Роскомнадзором ресурсы. Помимо запрещенных Facebook и Instagram есть много и радиоканалов, и контент-каналов — они все имеют свои клоны в Telegram. Тем не менее, ему это все пока сходит с рук, но некое недовольство государства Telegram имеется. Мы видим, как преследуются администраторы телеграм-каналов, которые заигрались в такую странную журналистику с блоками.
Я думаю, что глобально вряд ли что-то грозит Telegram, на текущий момент рисков у него нет. Я не знаю ни одного чиновника, у которого не было бы Telegram. Вероятность того, что произойдет блокировка, мне кажется крайне мала», - считает Клименко.
Политолог Алексей Мухин считает со своей стороны, что смысл блокировки запрещенных в РФ «Фейсбука» и «Инстаграма» состоит в том, чтобы «срубить» монетизацию у инфлюенсеров, настроенных антироссийски.
«Практически же блокировка не работает, как и в Китае, впрочем. Разблокировка в этой связи возможна в случае снижения уровня опасности для государства деятельности этих самых инфлюенсеров до приемлемого, так сказать.
Ситуация с «Телеграм» на данном этапе обсуждается периодически в соответствующих органах, однако решение относительно возможной блокировки пока отрицательное. Внедрение отечественных мессенджеров идет ни шатко, ни валко, а лишний раз раздражать население запретительными мерами признано нецелесообразным, тем более, что руководство «Телеграм» достаточно гибко реагирует на требования Роскомнадзора», - говорит Мухин.
Депутат Госдумы РФ от «Единой России», политтехнолог Олег Матвейчев говорит, что соцсетям Facebook и Instagram логично идти для разблокировки по судебной линии.
«Я не видел, чтобы в их политике что-то поменялось, они остаются информационным оружием, работающим против нашей страны. Мониторинг интернета показывает, что там 50-60% контента – это негатив по отношению к специальной военной операции России на Украине, а вот живые опросы показывают, что поддерживают ее свыше 70%. Эти соцсети – кривое зеркало. Зачем нам на территории страны оружие врага? Мы не предлагаем завезти на территорию России базу НАТО», – рассуждает Матвейчев.
Глава комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас так обозначает перспективы разблокировки Instagram и Facebook: «Они не изменили свою политику. Пока это не произойдет - подход государства останется прежним».
Политолог Константин Калачев отмечает, что, благодаря этой истории, люди узнали, что существовал некий «Совет блогеров», а также напомнил, что существует Совет Федерации, который является прогрессивным законодательным органом, использующим современные каналы коммуникации.
«При всей постановочности ситуации и скепсисе в отношении «Совета блогеров» надо сказать, что тема поднимается весьма правильная и своевременная. Instagram заблокировали «довеском» к Facebook. Эта соцсеть – женская, там публикуют животных, еду, фитнес, селфи, там рекламировали много малых бизнесов, он был доступным и понятным инструментом продвижения товаров и услуг. Facebook казался власти угрозой, так как количество критиков власти там превосходило количество ее защитников, но на самом деле это – резервация, не влияющая на глубинный народ, тем более, что многие русскоязычные пользователи находятся за пределами страны.
В этом плане Телеграм куда более политизирован и потенциально опасен. Instagram и Facebook стоило бы легализовать, сломать шаблон, показать, что мы не Китай и не Иран, но едва ли наше консервативное руководство пойдет на это», - считает Калачев.
Екатерина Винокурова, специально для PublicO