ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Тайны, которые вы не узнаете

Тайны, которые вы не узнаете

14 апреля в российский прокат должен был выйти третий фильм серии «Фантастические твари» – «Тайны Дамблдора» – продолжение экранизаций книг о мире Гарри Поттера. Релиз очередного спин-оффа уже несколько раз переносили: сначала съемки приостановили из-за пандемии, а в ноябре 2020 – из-за изменений в актерском составе. Хотя конкретная причина переноса российской премьеры не была указана в пресс-релизе, очевидно, что на решение повлияли санкции крупных кинокомпаний – на фоне политической ситуации уже отменили долгожданных «Бэтмена», «Мир юрского периода: Господство», «Глубокие воды» и другие картины. Запрет на реализацию коснулся и оригинальной книжной серии о Гарри Поттере – 8 апреля они должны исчезнуть из каталогов MyBook и ЛитРес.

Синопсис серии

В первых частях «Фантастических тварей» рассказывалось о событиях в мире волшебников, происходивших в 1920–1930-х годах. Центральный персонаж серии фильмов – британский магический зоолог Ньют Саламандер, оказавшийся вовлеченным в конфликт, расколовший сообщество чародеев. Действия третьей части под названием «Тайны Дамблдора» разворачиваются в преддверии войны магов, совпавшей со Второй мировой войной в мире маглов – профессор Дамблдор, протагонист с неоднозначной историей, собирает команду молодых волшебников для противостояния темному магу Гриндевальду, стремящемуся захватить власть в Международной конфедерации магов.

Фильм, снятый в неудачное время

Хотя феномен «Гарри Поттера» уже стал историческим, изменив облик детской литературы и ее киноэкранизаций, всемирная известность серии не смогла спасти приквелы от неудачи в прокате. Рейтинги первых «Фантастических тварей» были низкими: 74% для первого фильма и всего 36% - для второго. Фильмы критиковали за затянутость, запутанность сюжета и тривиальность, но не в последнюю очередь на их оценку повлияли репутационные ошибки, буквально преследовавшие производство киноленты.

Летом 2020 года создательница серии Джоан Роулинг стала участницей скандала из-за нетерпимых высказываний о трансгендерных персонах, немногим позже критика обрушилась на компанию из-за сотрудничества с Джонни Деппом, преследуемым по обвинениям в домашнем насилии. Хотя усложнившаяся политическая ситуация весны 2022 года напрямую не влияет на репутацию Роулинг, фильм уже критикуют за вольность в трактовке исторических событий, связанных с памятью о Второй мировой войне.

От бюрократии к нацизму

Основой сюжета книг о Гарри Поттере было противостояние творческих и смелых студентов-магов косной бюрократической элите, помешанной на чистоте крови. Хотя некоторые критики связывают образ марионеточного Министерства магии, контролируемого Волан-де-Мортом, с режимом Третьего рейха, оригинальная серия скорее обращает внимание на специфические проблемы британского общества – критикует холодную и расчетливую аристократическую элиту и снобистскую культуру престижных университетов. В истории о мальчике-который-выжил судьба маглов, пусть изображенных агрессивными и посредственными обывателями, не является центром истории – обычные люди оказываются пассивными и во многом случайными жертвами магической войны. Гораздо большее значение для сюжета имеет последовательная дискриминация и физическое уничтожение грязнокровок – волшебников без родословной – а также детей магов, не способных к колдовству.

В новой серии фильмов конфликт между магическим миром и реальностью маглов выходит на первый план – властные амбиции выдающихся волшебников выражаются в более изощренной форме и яростнее осуждаются. Если темное прошлое Дамблдора в Поттериане дается лишь намеком, в новой серии невинному соблазну и опасности протонацистских настроений подчинен практически весь нарратив.

Главный антагонист фильма, харизматичный темный маг Гриндевальд, оправдывает кровавые преступления стремлением к освобождению волшебников от необходимости жить в тени маглов как менее совершенных человеческих существ. Аллюзии на трагедии Второй мировой войны стали одной из главных мишеней критики «Фантастических тварей», играющих на исторической достоверности в развитии персонажа Гриндевальда: «Я не имею в виду, что нацисты и Вторая мировая война не могут быть темой художественных произведений. И все же есть один ключевой фактор, который связывает все эти истории – фильмы и телешоу могут глубоко исследовать мотивы и многие аспекты нацизма, но они всегда указывают на зло этих идеалов, а также на их цену для мира. В свою очередь “Фантастические твари” могут невольно стереть границы между фантазией и реальностью и свести на нет страдания и бесчисленные последствия конфликта, которые по сей день ощущают тысячи потомков и выживших» – суммирует претензии критиков журналист Макс Фэрроу. Впрочем, есть и те, кто нейтрально оценивает сюжетные оправдания насилия и релятивизм режиссеров: «В усложнении характера Гриндевальда нет ничего плохого – приятно наконец не видеть жестокости на экране – хотя это и кажется непоследовательным для персонажа, которого создатели фильма изначально хотели изобразить как абсолютное зло».

Главное – милые животные!

Памятуя неудачи предыдущих лет, на третью часть «Фантастических тварей» не возлагали больших надежд – тем не менее, многих зрителей фильм приятно удивил. От ленты ожидали подтверждения неоднозначных фанатских теорий – например, о романтических отношениях Дамблдора и Гриндевальда – и они действительно оправдались. Среди других удачных сторон фильма называют совершенствование актерской игры Эдди Редмэйна, показавшего уверенность на съемках экшн-сцен, остроумие диалогов и качество спецэффектов – хотя сюжет так и не объяснил некоторые противоречия предыдущих частей.

Вряд ли ажиотаж вокруг «Тайн Дамблдора» заставит легализовать пиратские онлайн-кинотеатры, но если картина все же выйдет в широкий прокат, российские поклонники франшизы останутся довольны ей больше других приквелов – несмотря на низкие оценки, большинство критиков высказываются о долгожданном возвращении волшебства, почти исчезнувшего из атмосферы предыдущих фильмов, и самих фантастических существ, наконец ставших полноценными – и, конечно, вызывающими умиление – героями истории.

Полина Аляксина, специальный обозреватель PublicO

Новости партнеров