Автопроизводители подводят итоги работы за первое полугодие.
Учитывая, что автомобили с традиционными двигателями внутреннего сгорания (ДВС)
доживают свой век, наблюдатели обращают внимание на отчёты компаний,
занимающихся производством электрокаров.
Из опубликованных данных можно сделать вывод, что Tesla удерживает
лидерство. В первой половине этого года она поставила на мировой рынок 889 015
электромобилей. Если сравнивать с признанными лидерами автопрома, то
получается, что американская компания превосходит всю немецкую тройку вместе
взятую. Объемы поставок у Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz Group и Porsche
составили только 587 400 электромобилей.
Сравнение впечатляющее, но некорректное. Немцы – специалисты
по автомобилям с ДВС. И там они пока лидеры. Если с кем и сравнивать Tesla, то
с китайцами. И здесь основным конкурентом американцев является компания BYD. В
первом полугодии она реализовала рекордные 1,255 млн машин. Однако в их число входят не только
электромобили (BEV), но и гибриды (PHEV). Для чистоты эксперимента это важное
уточнение.
Если же вести речь только о BEV, то тут придется оперировать
данными о продажах на самом крупном в мире китайском рынке, поскольку в США
китайцы не представлены. Так вот, Tesla в Китае держит второе место по продажам
с результатом 294 105 машин. А лидирует BYD. Компания продала 524 184
электрокаров (25,04% рынка).
Вполне наглядно. Но и этого недостаточно, чтобы правильно
оценить ход поединка гигантов. Взглянем на динамику. У BYD за шесть месяцев
продажи подскочили более чем на 95% в сравнении с прошлым годом. А у Tesla они
выросли лишь на 15,6%. Амбиции китайцев хорошо видны и по планам. Они намерены
продать до конца года 3 млн автомобилей. Если учесть, что более половины из них
будут чистыми «электричками», то нельзя исключать скорой смены глобального
лидера.
Tesla, разумеется, будет сопротивляться. Её основное оружие
– выпуск новых моделей и снижение цен. Надежды компания связывает с грузовиком Cybertruck,
производство которого, после многочисленных переносов, всё-таки началось в этом
месяце; с Model 3, разработанной 6 лет назад, уже порядком устаревшей, но еще хорошо
продающейся; а также с новой Model Y, на которую приходятся пики продаж в США.
При всё этом в Tesla понимают, что без китайского рынка лидерства не удержать.
Для сравнения, объемы продаж электрокаров за полгода: в США - 557 330 ед., в
КНР - 2 093 000. Почти четырехкратное превосходство.
Да и китайцы не расслабляются. Контролируя свой, они
захватывают и соседние рынки. Так, экспорт легковых автомобилей из КНР в Россию
в первой половине 2023 года вырос до 4,6 млрд дол. Это 70% всего нашего
автоимпорта. Электрокаров пока завозится немного, но их доля будет расти.
С учетом всего этого соревнование между Tesla и BYD
представляется весьма интересным. Свои ставки на победителя сделают сегодня
эксперты Publico на нашем сайте.