ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Тридцать серебренников

Тридцать серебренников

В 2022 году 75-ый Каннский фестиваль будет проходить с 17 по 28 мая. Для основной конкурсной программы было выбрано 18 фильмов, большинство из которых – работы уже признанных режиссеров, а четыре номинанта уже являются обладателями Золотой пальмовой ветви.

Очевидно, что этой весной все внимание приковано к событиям на Украине, и Канны не стали исключением: ранее организаторы фестиваля уже заявили об отказе принять официальную российскую делегацию. Теперь под опалой оказался и новый фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского» – драма об Антонине Чайковской, супруге известного композитора, впадающей в безумие от осознания его гомосексуальности.

17 апреля глава Госагентства Украины по вопросам кино Марина Кудерчук обратилась к президенту фестиваля Пьеру Лескюру с призывом снять российский фильм с конкурса, объяснив это необходимостью привлечь внимание к борьбе украинцев за национальную и культурную идентичность. Несмотря на протесты Украинской киноакадемии и ее сторонников в Европе, картина остается в конкурсной программе – об этом неоднократно говорил программный директор фестиваля Тьерри Фремо.

Известный режиссер и еще более известный диссидент

Кирилл Серебренников известен широкой публике преследованиями по делу Седьмой студии, пожалуй, даже больше, чем своими киноработами. Судебный процесс, начатый в связи с подозрением в хищении государственных денег, выделенных на реализацию театрального проекта «Платформа», длился почти 5 лет и уже 2 года прошло с момента оглашения приговора. За это время в Каннах успели показать два авторских фильма – «Лето» (2018) и «Петровы в гриппе» (2021) – и оба раза Серебренников не смог присутствовать на показах из-за домашнего ареста. Приговор об условном сроке для режиссера отменили только 28 марта этого года – после погашения им штрафа, выплаты компенсации Минкульту (всего более 200 миллионов рублей) и истечении половины срока условного заключения – после чего он сразу покинул страну.

Дело Седьмой студии, получившее международную огласку, было одним из самых значимых событий российской культурной жизни конца 2010-х. С одной стороны, благодаря этому делу стали ясны очертания и потенциальная сила сообщества солидарных – Серебренникова поддержали и заслуженные деятели культуры (в том числе, украинский режиссер Сергей Лозница, фильм которого тоже покажут в Каннах), и театральные эксперты, и зрители, едва знакомые с его работами. С другой стороны, дело стало одним из череды судебных процессов, сделавших очевидной ужасающую случайность работы контролирующих органов, непредсказуемость наказания и бесполезность личного, или же коллективного протеста: представление о том, что «теперь не нужно быть диссидентом, чтобы быть наказанным», стало расхожим в том числе после разворачивания дела Седьмой студии.

Борьба на стороне Серебренникова в 2017 году означала борьбу свободы и витальности против механицизма бюрократии, а не открытое политическое противостояние – не случайно, одними из затрудняющих расследование обстоятельств были неправильно организованная бухгалтерия и ошибки в отчетах – поэтому защита режиссера получила широкую поддержку.

Неоднозначная репутация

Желание украинского киносообщества отстранить Серебренникова от участия в конкурсной программе в Каннах понятно, и все же оно вызвало удивление среди коллег и сторонников режиссера. Согласно заявлениям, «Жена Чайковского» снята на деньги независимых спонсоров; сам Серебренников известен на западе как жертва преследования, к тому же он публично выражает неприятие действий России на Украине. «Проевропейскую» позицию занимают и главные актеры, снявшиеся в картине – в том числе рэпер Oxxxymiron, устроивший антивоенный благотворительный тур в поддержку беженцев. «Сила Канн в том, чтобы твердо отстаивать наши ценности, уважая других. Мы не поддаемся политкорректности и не поддаемся культурному бойкоту. Мы не можем бойкотировать российских художников. Мы выражаем нашу поддержку как украинцам, так и диссидентам, таким как Серебренников, который все эти годы не мог посетить Канны», – комментирует свое решение Тьерри Фремо. Сам Серебренников, конечно, тоже критикует бойкотирование российских художников: «культура должна быть первым и последним мостом, соединяющим людей», – говорит режиссер в интервью France24.

Политическая лояльность обеспечила картине место на фестивале, но критика украинской стороны вполне оправданно предлагает Каннам «проверить привилегии» – пока опальный российский режиссер имел достаточно ресурсов, чтобы выпускать дорогостоящие фильмы, находясь под арестом, многие украинские авторы работали буквально из эпицентра военных действий – и их фильмы не попали в основной конкурс, хотя для украинской киноиндустрии на фестивале готовят отдельную программу. Вообще, финансовая непрозрачность – важный аргумент для обеих сторон дискуссии. В России фактически не существует независимого кинопроизводства – большинство кампаний до сих пор проводится с привлечением средств Министерства культуры. Другим источником финансирования являются фонды влиятельных предпринимателей, тесно связанных с российским правительством – среди которых, например, «Кинопрайм» Романа Абрамовича, спонсировавший в том числе и производство «Жены Чайковского». В любом случае, поддержка Каннами Серебренникова – достаточно поверхностный и потому спорный политический ход, не устроивший ни многих западных, ни российских, ни украинских зрителей.

Сохранение фильма Серебренникова в программе из-за выгодного Европе имиджа режиссера вызвало негодование других российских авторов, которые, казалось, должны были поддержать отказ от тотального бойкота отечественного кинематографа. «Что бы кто ни делал, все равно русские картины не взяли бы ни в каком случае. Только в одном случае – случае Кирилла Серебренникова. А остальное все равно не взяли бы. К сожалению, не взяли Малику Мусаеву, мою ученицу, – блестящая картина. Это такая дискриминация, абсолютно преступная, я считаю», – говорит режиссер Александр Сокуров, прежде отказавшийся от участия в фестивале.

Не только Серебренников

В 2022 году Канны как никогда ясно отразили неосновательность глобальной культурной политики. Еще одним красноречивым примером абсурдных и необдуманных решений стало выдвижение на фестиваль фильма Сергея Лозницы «Естественная история разрушения». В феврале Лозница был исключен из Европейской киноакадемии за радикальные проукраинские высказывания, а еще раньше – из Украинской киноакадемии за отказ от полного бойкота российского кино. Несмотря на постулируемую открытость европейского фестиваля приходится снова говорить о сильнейших механизмах дискриминации, особенно очевидно работающих в отношении так называемых постсоветских стран, и не позволяющих ни одной из сторон спора влиять на то, кем и как они будут представлены элитистской европейской культуре.  

Полина Аляксина, специально для PublicO.

Новости партнеров