ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Возможна ли альтернативная двадцатка?
Автор: Борис Межуев, главный редактор PublicO.

Возможна ли альтернативная двадцатка?

Выступая на пресс-конференции в Абу-Даби, столице Объединенных Арабских Эмиратов, находившийся там с визитом президент Бразилии Лула Игнасио да Силва призвал к созданию нового объединения — своего рода альтернативной группы двадцати (G-20) в целях урегулирования украинского конфликта. Как можно предположить, в эту группу могли бы войти такие страны, как Индия, Турция, Саудовская Аравия, Южная Африка, Индонезия и Аргентина, то есть государства, придерживающиеся нейтральной позиции в этом конфликте и не участвующие в санкционной войне против России.

Возглавить этот процесс Лула предложил президенту ОАЭ шейху Мухаммеду бен Заиду Аль Нахайяну и председателю КНР Си Цзиньпину, с которым глава Бразилии встречался в Пекине до своего визита на Аравийский полуостров. Лула считает, что инструментов существующей G-20 недостаточно, поскольку это объединение было создано под конкретную задачу — ликвидацию последствий экономического кризиса 2008 года. Теперь же задача иная, и она требует коллективного сплочения всех стран, ориентированных на мирное разрешение европейского конфликта. В этом предложении содержится недвусмысленный выпад и против США, способствующих эскалации насилия, и против Западной Европы, утратившей инициативу в миротворческом процессе и фактически пошедшей на поводу у Вашингтона и Лондона. «Все должны сесть за стол переговоров и сказать хватит», подчеркнул президент Бразилии.

Между тем, возникает вопрос, в какой мере подобная инициатива, если бы она была реализована, отвечала бы интересам России.

Вопрос далеко не тривиальный, поскольку сама Россия до сих пор не выразила публично заинтересованность ни в китайском, ни даже в белорусском мирных планах. Напротив, устами заместителя председателя Совбеза РФ Дмитрия Медведева было несколько раз сказано, что России нужна только победа, которая в интерпретации экс-президента РФ означает, как минимум, ликвидацию существующего киевского режима, а, как максимум, исчезновение украинской государственности как таковой. Позиция Дмитрия Медведева была немедленно поддержана целым рядом заметных спикеров, в том числе видными экспертами в области международных отношений.

С другой стороны, буквально на минувшей неделе получила шумную известность статья организатора ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, который призвал российское руководство объявить об окончании СВО в силу выполнения основных ее целей и перейти к тактике оборонительной войны, фактически отказавшись от наступательных планов. Заявление Пригожина до сих пор не получило никакой реакции от спикеров, выражающих официальную позицию России.

Очевидно, что России было бы трудно отвергнуть какой-то жесткий ультиматум со стороны так наз. «дружественных стран», если бы он последовал  от какой-либо организованной группы с обязательным участием Китая. С другой стороны, если бы США имели бы мотив отложить или отменить запланированное контрнаступление, у них была бы прекрасная возможность принудить обе стороны к переговорам с помощью глобальной партии мира с добродушным социалистическим лицом бразильского президента. Судя по нулевой реакции на это заявление со стороны  официальных лиц США и других западных стран, предложение Лулы не вызвало у американцев паники.

Даже если никакой альтернативной двадцатки и не будет создано, «глобальный Юг» будет продолжать искать пути системной интеграции в своем стремлении коллективного взаимодействия с Китаем. Понятно, что у России сейчас огромный интерес — оказаться в том же процессе, сделать так, чтобы он не был направлен против нее. Здесь все не будет решать одна экономика, поскольку языком многополярности явно становится «миротворчество». Причем даже неуспешное по своим результатам миротворчество может стать фактором созидания «постамериканского мира», за лидерство в котором сегодня идет отчаянное соперничество.

Хотелось бы надеяться на то, что и Россия сможет в ней участвовать. Как и в какой форме, покажет визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Латинскую Америку: любопытно, как российский министр отзовется на инициативу Лулы, находясь в столице Бразилии, куда он прибыл как раз сегодня.

Новости партнеров