Прошло уже несколько дней после того, как 24 января украинской ракетой был сбит российский транспортник Ил-76 с украинскими военнопленными, предназначенными для обмена на границе. Следственный комитет РФ подтвердил, что Ил-76 был атакован зенитной ракетой с территории Украины. Установлено и место пуска: село Липцы Харьковской области. Изъятые с места ЧП фрагменты фюзеляжа и бортовые самописцы отправлены на экспертизу. При этом ни Украина, ни ее западные союзники так и не признали вину ВСУ. Там предпочитают напускать словесный туман, который чем дальше, тем нелепей выглядит.
Президент Владимир Путин так прокомментировал эту трагедию: "Сбили наш самолет Ил-76 со своими военнослужащими, 65 человек. Мы не просто же туда их подвозили. Главное управление разведки ВСУ знали о том, что мы туда везем военнослужащих. А всего запланировано было, по-моему, 190. И, зная об этом, нанесли удар по этому самолету. Я не знаю, специально они сделали это или по ошибке, по недомыслию, но очевидно, что это они сделали. Во-первых, потому что были зафиксированы пуски двух ракет с территорий, подконтрольных киевскому режиму в 11 часов 10 минут. Поражение летательного аппарата произошло через 2-3 минуты. Отреагировать было практически невозможно. … Во-вторых, это не могло быть ни при каких обстоятельствах дружественным огнем, как в таких случаях говорят, потому что самолет был поражен системами ПВО, не армейскими какими-то средствами – ПЗРК и так далее, а именно ракетами ПВО, это видно по элементам поражения. А наши системы ПВО по своему самолету по определению наносить удар не могут: там стоят системы "свой-чужой", и сколько оператор на кнопку бы ни нажимал, наши системы ПВО не сработали бы. Да и средства поражения на месте изъяты, они говорят о том, что это именно ракеты ПВО. Скорее всего, это американские системы Patriot, либо европейские системы ПВО, скорее всего, французские. Но в любом случае то, что произошло – это преступление или по неосторожности, – я вынужден применить и такую юридическую формулировку, она имеется, – или специально. Но в любом случае это преступление".
Сразу после катастрофы "Украинская правда" пишет: "В Белгородской области упал самолет", а в ВСУ заявляют, что "це ихня работа". Сообщение появляется в 11:04 по украинскому времени, то есть спустя 49 минут после крушения самолета. Через пять минут его редактируют и заголовок меняется – информация про вину ВСУ исчезает. Аналогичный трюк на сайте РБК-Украина. Было: "Сбитие Ил-76 под Белгородом – работа ВСУ". Стало: "Упавший Ил-76 перевозил ракеты для С-300".
Генштаб ВСУ позже довольно коряво попытался отмазаться: «Вооруженные Силы Украины подробно отслеживают пункты пуска ракет и логистику их поставок, особенно с использованием военно-транспортной авиации. Зафиксированная интенсивность обстрелов напрямую связана с ростом количества военно-транспортных самолетов, направлявшихся в аэропорт Белгорода в последнее время. С учетом этого Вооруженные Силы Украины продолжат применять меры уничтожения средств доставки, контроля воздушного пространства для ликвидации угрозы, в том числе на Белгород-Харьковском направлении».
Однако никто не опровергает тот факт, что обмен военнопленными планировался. Даже Главное управление разведки Украины подтвердило это, но украинская сторона якобы не знала «о количестве транспортных средств, маршрутах и формах доставки пленных». «Известно, что доставка пленных происходит как авиационным, так и железнодорожным и автомобильным транспортом. Посадка транспортного самолета в 30-километровой зоне ведения боевых действий не может быть безопасной и в любом случае должна обсуждаться обеими сторонами», – заявили в ГУР.
Тень на плетень. Обмен военнопленными между сторонами уже давно рутинизировался и процедура отработана до деталей. Тг-канал Mash писал: «Обмен пленными между Россией и Украиной должен был состояться около 13 часов дня — в стандартном месте, в Краснояружском районе Белгородской области. Украинская сторона об этом знала и готовила обменный фонд. Пленных ВСУшников в регион всегда доставляли самолётами. И в большинстве случаев это был именно этот Ил-76. О маршруте его следования предварительно предупредили Украину».
Служба безопасности Украины при этом открыла уголовное производство по факту падения самолета ВКС РФ Ил-76 в Белгородской области. Однако очевидно, что сейчас там активно готовят аргументацию в пользу версии о российском следе. Глава ГУР Буданов пишет: «К сожалению, нужно констатировать, что там произошло - до конца не может ответить ни одна сторона. Позиция Россия – понятно, во всем обвинять Украину, при том, что есть ряд непонятных для такой позиции фактов. Это прежде всего то, что они не показали поля, усыпанные трупами, останками, как должны были бы это показать, чтобы максимально обвинить Украину, но даже этого нет. То есть ситуация непонятна до конца».
Трупов ему не показали… Но, судя по всему, будет ему и требуемая картинка, и все необходимые документы, и данные объективного баллистического контроля. Только это ничего не даст. Ни Киев, ни Запад не признают своей вины в катастрофе, а создадут информационно-пропагандистскую конструкцию, в которой главным виновников окажется Россия. Как не признали они ответственность за обстрел СИЗО в Еленовке, где в результате прилета HIMARS 50 человек погибли на месте, почти 200 оказались в больнице. «Международное расследование» тогда окончилось ничем.
Косвенным доказательством такой перспективы стало то, что Франция (председатель СБ в этом месяце) отклонила запрос России о проведении 24 января заседания СБ ООН по сбитому Ил-76.
Говорят, что инцидент с самолетом станет важным аргументом во внутриполитических украинских склоках. Якобы, его используют против главкома Залужного, на смену которому прочат руководителя ГУР Буданова, командующего Сухопутными войсками ВСУ Сырского и заместителя Залужного Мойсюка.
Однако есть и другие версии, с которыми сегодня нас ознакомят эксперты PublicO.