ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Заводы, шахты и порты: как восстанавливают новые российские регионы
Фото ФедералПресс
Автор: Стас Литвинов, член Союза писателей ДНР

Заводы, шахты и порты: как восстанавливают новые российские регионы

Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин сообщил о восстановлении в новых субъектах РФ почти 8,4 тыс. объектов. За год после вхождения регионов в состав России на всей территории развернулась стройка колоссального масштаба: идет восстановление городов, дорог, промышленности, убитой сначала украинским безразличием, а потом – войной. Что Россия уже восстановила из пепла – в материале PublicO.

Подшефные регионы

Еще до референдума прошлого года стало понятно, что работ по восстановлению всей промышленной и социальной инфраструктуры – непочатый край.

Тот же Донецк подвергается ежедневным обстрелам на протяжении 9 лет, Мариуполь был практически полностью снесен в ходе освобождения от украинских боевиков. Поэтому вопрос о поиске сил и средств на колоссальную стройку возник сразу после начала специальной военной операции.

Уже весной прошлого года было принято решение о введении регионов - кураторов по восстановлению новых регионов. Так, на бюджет и ответственность Москвы легли работы по отстройке Донецка и Луганска, Московская область взяла Новоазовский и Тельмановский районы, Челябинская область - Ясиноватую, и так далее. Схема показала себя весьма эффективной.

На сегодняшний день глава Минпромторга Денис Мантуров поручил завершить процесс интеграции промышленности новых регионов в 2026 году. Только с начала 2023 года на территории от Донецка до Херсона восстановлена работа 41 промышленного предприятия, а это полторы тысячи рабочих мест. В Донецке открылись 2 металлургических завода, 2 предприятия химической отрасли и 3 - по производству строительных и нерудных материалов. Но все это – только начало.

Что предстоит вернуть к жизни

Казалось бы, что так массово надо восстанавливать? Городов не так много, ДНР и ЛНР представляются как череда шахт и терриконов, Херсон и Запорожье – «степь, да степь, да курган вдали». Однако регионы богаты своим еще советским промышленным наследием. И их экономическое благополучие во многом зависит от масштабной производственной реконструкции, которая и проводится последние полтора года.

Например, Ясиноватский машиностроительный завод производит промышленную технику еще с 1947 года – ее использовали для прокладывания шахт Донбасса. Продукция завода полностью отвечает стратегии импортозамещения, и может работать даже на добыче алмазов в Якутии.

Харцызский трубный завод был построен еще в XIX веке, и во времена СССР был одним из крупнейших и высокотехнологичных производств. Сегодня завод нуждается не только в реконструкции после обстрелов ВСУ, но и модернизации производства.

Уже в наше время – в 2011 году – был открыт Макеевский кабельный завод, сейчас он поставляет продукцию по всей России. Донецкий химико-металлургический завод уже восстановил свою работу после возвращения республики в состав России. Десять предприятий Донбасса намерены объединиться в кластер по выпуску комплектующих для лифтов. В их числе Донецкий электротехнический завод, Донецкий энергозавод, макеевский завод «Лазер», «Донецкгормаш», Харцызский сталепроволочно-канатный завод «Силур». Отдельного упоминания заслуживают электротехнические и кабельные заводы, а также заводы запорной арматуры, без которых сложно восстановить повреждённую инфраструктуру новых территорий.

Фото ФедералПресс

Как отметил в беседе с корреспондентом PublicO экономист Леонид Хазанов, экономика регионов, расположенных в пределах Донецкого угольного бассейна, не ориентирована исключительно на добычу «горючего камня». Скорее наоборот, она диверсифицирована по нескольким отраслям промышленности.

«Первой из них является черная металлургия, игравшая большую роль еще во времена их нахождения в составе Украины, и теперь способная усилить свое значение на рынке России: в новых регионах расположены крупные сталелитейные предприятия. Вторая – химическая индустрия, наиболее известными представителями которой являются северодонецкий «Азот» и горловский «Стирол». Третья – судостроение. Благодаря вхождению в состав России появилась надежда на их возрождение и последовательный рост», - рассказал Хазанов.

Нельзя сбрасывать со счетов и возможности по освоению минерально-сырьевой базы, богатой не только углем, но и каменной солью и иными видами полезных ископаемых. Большой потенциал есть у местных портов – через них можно переваливать сталь и зерно на экспорт.

Проблемы производства

Предприятия Донецкой Народной Республики, несмотря на близость передовой и другие трудности, активно включились в экономическую жизнь России. Продукцию многих компаний из этого региона можно найти по всей стране, а число рабочих мест неуклонно растет. Однако, важно помнить о проблемах, которые нам всем вместе еще предстоит решить: это и отсутствие стабильных крупных заказов для бизнеса, и проблемы с кредитованием, и по-прежнему старый промышленный фонд, и вызванный боевыми действиями дефицит кадров.

Все это решаемые задачи. Было бы желание восстановить регионы из пепла.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров