
Несколько крупных медиахолдингов, СМИ и IТ-компаний объявили о начале совместной работы по борьбе с недостоверной информацией, подписав меморандум о создании безопасной информационной среды. Документ был презентован 7 октября в пресс-центре ТАСС. В объединение по борьбе с распространением недостоверной информации вошли представители Mail.ru Group (владелец социальной сети "Вконтакте"), Яндекс (крупнейший российский агрегатор-монополист), URA.RU, "Авито", "Rambler&Co", "Интерфакс", РБК, холдинг "Бизнес ньюс медиа" (владелец газеты "Ведомости"), ТАСС, МИЦ "Известия" и другие компании.
Цель и задачи
Основной целью подписания антифейкового манифеста является системная борьба с созданием и распространением лживой информации в сети интернет. Главные задачи, которые поставили перед собой участники объединения, - это содействие развитию безопасной информационной среды и противодействие распространению дезинформации. Недостоверные сообщения появляются чаще всего в блогах, на страницах интернет-форумов, в чатах и новостных агрегаторах, поэтому объектами проверки станут прежде всего данные площадки рунета. Представители компаний, подписавшие меморандум, договорились сообща разработать правила проверки, мониторинга и верификации новостных поводов, внедрить систему опровержения и способы своевременного удаления заведомо ложной информации из сети.
В списке участников объединения находятся компании, ранее уже сотрудничавшие друг с другом и сумевшие в течение нескольких лет выстроить результативное партнёрство. «Так, в 2018 году крупнейшие российские компании Яндекс, Mail.ru Group и Rambler подписали меморандум о совместной борьбе с пиратством, который позволил выстроить борьбу с пиратским контентом и защитить авторские и смежные права», — сообщили представители нового меморандума.
Мотивация участников
В ходе подписания документа главный редактор URA.RU Михаил Вьюгин прокомментировал присутствие издания в объединении. "Мы крупное региональное СМИ, у нас есть своя специфика работы, и мы с радостью поделимся своими знаниями особенностей локальной информационной картины", - сказал он
"Это начало трудного пути, на котором мы столкнёмся в том числе с вопросами из сферы профессиональной этики", - сообщил руководитель объединенной редакции РБК Петр Канаев. "Доверие — это дорого, но необходимо", — подчеркнул он.
"Растет не только объем потребляемой информации, но и количество фейк-новостей, количество фейк-информации, которая вводит людей в заблуждение. Нам как интернет-бизнесу, важно, чтобы доверие человека к интернет-среде и доверие к интернет-бизнесу сохранялось", — пояснил заместитель генерального директора Mail.ru Group Владимир Габриелян.
"Мы видим, что для всех контентных платформ во всем мире работа именно с пользователями и с их доверием, в том числе борьба с фейками, стала одним из самых главных направлений работы за последнее время. В прошлом году мы в "Дзене" запустили программу проверки фактов, привлекли к этому партнеров, наших коллег: профессиональных журналистов и независимых фактчекеров. И с их помощью за этот год поняли, насколько проблема борьбы с фейками сложная и насколько она требует масштабных решений", — прокомментировала участие в подписании меморандума руководитель программы фактчекинга «Яндекс.Дзена» Ольга Севастьянова.
Мотивация участников борьбы с недостоверной информацией в сети обусловлена в первую очередь тем фактом, что аудитория предпочитает искать сегодня новости именно в интернете. Дезинформация в рамках сообщений тех или иных новостных агрегаторов может отрицательно повлиять на психику читателей, разрушить чью-то репутацию, обесценить бизнес, внести в общество панические настроения и создать отрицательный ажиотаж.
Поддержка на высшем уровне
Новые правила, нашедшие отражение в манифесте против фейков, созданы не на пустом месте, они продиктованы запросом интернет-среды и влиянием цифровизации на все сферы жизни граждан.
В Общественной палате РФ положительно отозвались о создании единого органа новостной самоорганизации в цифровой сфере. Первый заместитель председателя Комиссии по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций ОП РФ Александр Малькевич заявил, что компаниям с высокой социальной ответственностью давно нужно было объединиться и начать пресекать распространение деструктивного контента и дезинформации. Малькевич также сообщил о том, что новое начинание достойно получить всестороннюю поддержку со стороны государства. "В реалиях сегодняшнего дня каждый человек должен учиться самостоятельно разбираться в деталях фактчекинга для потребления достоверной информации в сети. Однако подписание Меморандума по борьбе с фейковой информацией в сети сделает сам процесс фактчекинга более прозрачным за счет выработки единых правил в российском информполе", — подчеркнул Александр Малькевич.
"Антифейк-меморандум — это хороший пример самоорганизации отрасли. Подобные самостоятельные шаги крупных игроков рынка уже доказали свою эффективность. Например, Антипиратский меморандум. Такой подход улучшает положительную динамику развития отечественного законодательства. Он позволяет предварительно протестировать те или иные методы и механизмы взаимодействия, а когда "правовой обычай" окончательно установится, позитивные практики можно будет перенести в закон", — резюмировал представитель Общественной палаты РФ.
Разные точки зрения
Идею создания органа саморегулирования для борьбы с ложью в сети специально для PublicO обосновал председатель совета директоров издательской группы «Бизнес Ньюс Медиа» Иван Ерёмин.
"Действительно, проблема распространения недостоверной, непроверенной, или намеренно лживой информации сегодня широко распространена. Это могут быть и намеренные стратегии по вбросу дезинформации, и случайный недосмотр, и, конечно, погоня за «хайпом». Чаще всего первоисточниками «фейков» являются не СМИ, а блогеры или анонимные источники в социальных сетях, хотя и СМИ порой пропускают их. (...) Безусловно, радует и то, что инициатива создания безопасной информационной среды исходит от самих крупных российских информационно-технологических компаний, что демонстрирует их стремление к открытости и социальной ответственности", - отметил эксперт.
Политолог Сергей Черняховский в экспертных дебатах PublicO также поддержал предложенную инициативу: «Конечно, лучше, когда подобной работой по борьбе с дезинформацией займутся и непосредственно медиа, а не только соответственные государственные институты, которые нередко могут действовать по формально жестким схемам».
Журналист и писатель Михаил Шахназаров к созданию объединения по борьбе с дезинформацией в интернете относится скептически. "На мой взгляд, сама идея борьбы с "фейками" благая, но невыполнимая. Каким образом будут выявляться «фейки» Роскомнадзором или самими информационными площадками в том потоке информации, который льется на нас каждые сутки?", - заявил публицист в своем комментарии для сайта PublicO. В пример Шахназаров привёл недавнее ДТП с участием Ксении Собчак, когда СМИ и блогеры распространили не соответствующие действительности новости о количестве погибших в ДТП, а также сообщения, побуждающие аудиторию Рунета к необоснованному массовому хейту популярной ведущей.
Судьба fake news за рубежом
В июле 2017 года Парламент Германии принял закон, следуя которому все социальные сети страны должны удалять дезинформацию, разжигающие ненависть сообщения и разного рода недостоверные факты, препятствуя их публикации в дальнейшем. Нарушителям закона грозит штраф на сумму до 56,9 млн долларов.
Власти Малайзии в апреле 2018 года сформирован и принят закон, который противостоит не только действиям авторов фейковых сообщений, но и наказывает распространителей, репостящих лживую информацию. Нарушитель заплатит штраф на сумму 123 тысячи долларов или проведёт время за решёткой сроком до шести лет.
Вслед за Малайзией власти Сингапура в 2018 году создали специальную комиссию, проанализировавшую и изучившую влияние фейков на государство. В результате глобальной проверки, эксперты комиссии выяснили - их государство является объектом "враждебных информационных компаний, которые могут подорвать социальное единство страны".
Французское национальное собрание пролоббировало принятие двух законов, запрещающих распространение недостоверной информации во время предвыборной кампании в ноябре 2018 года. Согласно этим законам, категорически запрещается публиковать «неточные или лживые утверждения и обвинения, которые могли бы иметь своей целью изменить подлинные результаты голосования» за 3 месяца до дня выборов.
Время покажет, насколько успешным будет итог объединения компаний по борьбе с дезинформацией в России. Главное правило результативной работы в данном случае - это соблюдение баланса, избегание крайностей и разного рода соблазнов.
Текст: Елена Островская, cпециальный корреспондент PublicO