Нормальное производство невозможно без глобального рынка
Нужна ли России
собственная автомобильная промышленность? Если мы говорим о строительстве
собственных автомобильных концернов, которые производили бы нормальную
продукцию мирового качества, то возникает объём рынка. Мы знаем, что на
сегодняшний день мировые автомобильные концерны-лидеры рынка продают товаров по
несколько миллионов в год. Необходимо иметь глобальный рынок для того,
чтобы продукцию можно было производить по низким ценам и достаточно высокого
качества. Если мы не имеем глобального рынка в распоряжении, то не стоит в это
ввязывать, проще закупать продукцию глобальных брендов и заниматься нишевым
производством, например, грузовиков.
Исходя из того, что
нормальное производство невозможно без глобального рынка, где нас сегодня никто
не ждёт, российское автомобильное производство, сравнимое с мировыми брендами,
вряд ли возможно.
В России нет не только
производства самих автомобилей, нет и комплектующих: коробок передач,
электроники, всего прочего. Без этого производить автомобили невозможно, а
создавать целый ряд отраслей, нацеленных на производство комплектующих для
автомобилей, тоже совершенно бессмысленное занятие, потому что также зависит от
глобального рынка. В мире существует несколько производителей запчастей. Это
Китай, но прежде всего – Тайвань, который штампует детали для всего мира.
С учётом того, что мы
находимся под санкциями играть в конструкторские истории довольно странно,
скорее всего, у нас в этом смысле ничего не получится. Россия производить
автомобили может, КамАЗ - один из лидеров глобальной автомобильной индустрии,
который держит больше половины рынка грузовиков России, и в связи с санкциями
доля КамАЗа будет очевидно расти.
По легковым автомобилям
действительно нужен один игрок, например, АвтоВАЗ, который следует оживить с
подключением китайских партнеров. Тогда он сможет делать дешёвую продукцию
для нижнего ценового сегмента. Но говорить о том, что мы можем построить
автомобильную промышленность мирового уровня, замкнувшись на своём относительно
небольшом рынке, невозможно.
Надо быть автономными,
но автономными в том, что стратегически важно, например, в авиации,
станкостроении, микроэлектронике и так далее. Автомобили точно не относятся к
тем отраслям, где необходимо быть независимыми.