Ситуация 2022—2023 года вовсе не равна будущей модели экономического суверенитета
Экономический суверенитет — это вовсе не закрытие экономики; вовсе не подход, когда мы всё производим сами и ни от кого не зависим. В этом смысле суверенитет вовсе не равно 100% импортозамещение. Экономические суверенитет — это продолжение и расширение международной, экономической, в том числе, промышленной кооперации, при которой мы не находимся в зависимых отношениях ни с одной из стран. Это условия, когда мы на равных можем общаться с нашими международными экономическими партнёрами.
Применяя это на кейс автопрома, можно сказать, что происходящее в отрасли сегодня сложно назвать признаком экономического суверенитета. Но нужно понимать, что 2022 и во многом 2023 годы будут являться переходными к новой модели организации глобальных цепочек создания стоимости во многих отраслях в России. В том числе это касается и автопрома, и поэтому ситуация 2022—2023 года вовсе не равна будущей модели, в которой будет развиваться наш автопром.
Среди перспективных задач для отрасли стоят задачи увеличения локализации производства отдельных компонентов. Примерно такие же задачи стояли перед российским автопромом в начале и середине 2000-х, когда в страну стали заходить западные автопроизводители, осуществлялась крупноузловая сборка, но постепенно мы перешли к локализации отдельных компонентов.
Возможно, что-то похожее нужно делать и сейчас, но сегодняшняя ситуация отличается ещё и тем, что России безусловно важно разрабатывать собственные технологии, усиливать своё технологическое преимущество по ряду отраслей; это же касается автопрома — задачи связаны, в том числе, с совершенствованием прав собственности на технологические решения в автопроме.