Два события сошлись в информационной повестке:
Совещание по беспилотникам под председательством
Владимира Путина, на котором много говорилось о перспективах этой отрасли и ее
способности вывести нашу экономику на совершенно новые горизонты. Президент
оценил масштаб рынка в триллион рублей и пообещал всяческие меры поддержки – от
спецкурса по управлению беспилотниками в школах до снижения требований
секретности.
Публикация грустной статистики по выпуску автомобилей.
По данным Росстата в марте в РФ было произведено на 20% меньше легковых
автомобилей, чем в прошлом году – 32,6 тыс. Всего за первый квартал 2023 года
было выпущено 86,4 тыс авто, что на 64,6% меньше показателя 2022 года. Не
радуют и продажи - в первом квартале было продано 153,5 тыс новых легковых авто,
падение продаж составило 44,7% в годовом выражении. Этот показатель лучше
выпуска в основном за счет китайского автопрома.
Очень показательная событийная поляризация – от
по-настоящему захватывающих перспектив нашей экономики до глубокого пессимизма.
Так и с прогнозами по экономике в целом. Банк России публикует результаты
опроса аналитиков, по которым ВВП страны в этом году упадет на 1,1%, а помощник
президента Максим Орешкин прогнозирует рост на 1-2%. Аналитики спорят о
параметрах дефицита бюджета из-за санкционного падения нефтегазовых доходов, а
Орешкин обещает профицит.
И ведь Максим Орешкин - не заурядный казенный оптимист.
Статистика говорит об отнюдь не плачевном состоянии нашей экономики. В марте
2023 года в годовом выражении промпроизводство впервые показало позитивную динамику
на уровне 1,2%. В производстве материалов для строительства в марте наблюдалось
улучшение динамики. Так, производство бетона резко подскочило на 21.8% в
годовом сравнении; по итогам первого квартала рост составил 12.4% гг. Рост
наблюдался и в производстве конструкций из цемента и бетона.
Ежемесячное исследование делового климата от РСПП, на которое
ссылается «Коммерсант», зафиксировало в апреле заметное улучшение настроений
бизнеса. Индекс деловой среды подрос сразу на 3,5 пункта — до 47,1 пункта,
индекс личных оценок делового климата вырос еще заметнее — на 4,2 пункта, до
45,1. Такой оптимизм во многом объясняется улучшением оценок спроса. Чему, как
ни странно, способствовало в том числе падение автопродаж. Эксперты говорят,
что домохозяйства сэкономили на покупке новых авто около 1 трлн руб. Эти деньги
пошли в сбережения, которые готовятся выйти на рынок.
Власти не скрывают планов на построение экономики, в
значительной мере оторванной от западной системы. Термин «автаркия» не
используется, вместо него говорят о суверенитете – технологическом, финансовом.
Но премьер Михаил Мишустин недавно прямо заявил, что России необходимо в
кратчайшие сроки обеспечить высокую степень независимости от иностранных
технологий и инженерных решений, доступ к которым был закрыт жесткими западными
санкциями. «Необходимо за короткий срок обеспечить освоить выпуск практически
всей критически значимой продукции», сказал он. И еще цитата премьера: «Шаг за
шагом мы должны добиться финансового суверенитета своей страны. И мы это
сделаем».
Максим Орешкин обещает населению всяческие выгоды от
реализации стратегической задачи России - построения страны с новой
экономической моделью: «Уровень доходов населения, уровень заработных плат в
реальном выражении будет расти. Например, в этом году у нас уже ожидается очень
серьезный рост реальных заработных плат: по итогам апреля он должен составить
порядка 10% к уровню прошлого года… Российская экономика должна шаг за шагом
переходить, и учиться, и работать в условиях высоких заработных плат. Низкая
зарплата не должна быть конкурентным преимуществом. Конкурентным преимуществом
российской экономики будут шаг за шагом становиться высокая производительность,
эффективность и собственные технологические платформы».
Пессимистом, заранее сомневающимся в исполнимости этих
планов, быть легко. Но давайте не забывать прошлый год. Весной многие ждали
краха российской экономики – минус 10-20% в ВВП, доллар по двести, нехватку
продуктов и т.д. Так что понаблюдаем. И в первую очередь за автопромом, как
наиболее пострадавшим от санкций и ухода западных производителей.