Россия сегодня — это оплот модерна
Заявление насчет
того, что Россия что-то отвергает, — чересчур обширно, потому что Россия разная.
Понятие модерна достаточно устоявшееся. Если я правильно помню, модерн очень
хорошо определен Юргеном Хабермасом, современным немецким философом:
«Проект модерн базируется на трех ценностях: истина, добро и красота». В этом
смысле говорить о том, что Россия отвергает такой модерн именно как проект, мне
кажется, не совсем корректно. Как раз эти ценности выражают великую европейскую
традицию, которая основывается на этой самой идее соединения античности,
христианства и современности. Хабермас писал о том, что модерн – это неоконченный
проект, он все еще длится.
Попытки
постмодернистов заявить ему альтернативу в том смысле, что «anything goes», то
есть «все что угодно» можно принять, и нет никаких критериев: ни добра, ни
истины, ни красоты, — скорее, это Россия отвергает. Не модерн, а постмодернизм,
который даже сам себя обозначить не может, потому что, когда говорят что-то
«пост» — это значит только после. А что после? Надо определиться. И если
считать основным принципом постмодернизма именно этот релятивизм, то Россия как
раз пытается отвергать релятивистский подход ко всему.
И в этом смысле я
сказал бы, что Россия сегодня — это оплот модерна. Это то место, в котором есть
надежда на то, что модерный проект живет, продолжается и что такие понятия,
как красота, благо и истина, — это не относительные операциональные вещи,
которые каждый раз можно адаптировать к чему угодно. Это вечные ориентиры,
вечные маяки для нашей цивилизации и, вероятно, для всего человечества.