Сегодня Верховный суд рассматривает иск Минюста о признании Международного общественного движения ЛГБТ* экстремистским и о запрете его деятельности на территории Российской Федерации. А вчера на музыкальный телеканал «Жара» составили протокол о распространении среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей ЛГБТ-отношения (ч. 2 ст. 6.21.2 КоАП РФ), а на «О2ТВ» — о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений и смены пола (ч. 3 ст. 6.21 КоАП РФ). За что – соответствующие органы информацией не поделились, но виновным грозит штраф до 4 млн рублей и приостановка вещания на срок до 90 суток.
В сообщении Минюста о подаче иска от 17 ноября говорится: «В деятельности ЛГБТ-движения*, функционирующего на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ выявлены различные признаки и проявления экстремистской направленности, в том числе возбуждение социальной и религиозной розни».
Интересанты сразу же обратили внимание, что как такового ЛГБТ-движения*, то есть юридически оформленной структуры, в природе не существует. Есть Межрегиональное общественное движение «Российская ЛГБТ-Сеть»***, но ее Минюст уже внес в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента, а ее основателя Игоря Кочеткова** - в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Вот интересно получается: формально движения нет, а фактически оно есть. У нас за нетрадиционные сексуальные отношения никого не наказывают. 13 ноября в Женеве на 44-й сессии профильной рабочей группы Совета ООН по правам человека (СПЧ) Россия представила доклад о положении в области прав и свобод в стране. Его, по сообщению "Коммерсанта", представил статс-секретарь, заместитель главы Минюста Андрей Логинов, который заявил, что в стране нет дискриминации ЛГБТ*-персон. Он уточнил, что права ЛГБТ*-граждан защищены в России законодательными практиками, а во всем законодательстве запрещена дискриминация по принципу сексуальной ориентации и гендерной идентичности, как и любая другая дискриминация.
«В числе традиционно адресуемых России вопросов звучат обвинения в дискриминации представителей ЛГБТ*-сообщества. Подчеркиваем, что в России сдерживание демонстрации нетрадиционных сексуальных отношений или предпочтений не является формой порицания за них. Напротив, оно является способом ограничить пропаганду данного образа жизни как не соответствующего духовно-нравственным устоям многонационального населения страны», — сказал он.
Изображение сгенерировано Kandinsky 2.2
Но у нас существует законодательство о запрете гей-пропаганды. И вот оно-то довольно часто нарушается. Начальник отдела по экспертно-аналитической работе в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора Мария Бычкова недавно сообщила, что РКН в 2023 году уже составил почти 50 административных протоколов в отношении онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов за демонстрацию ЛГБТ*-контента. По ее словам, общая сумма штрафов превысила 29 млн руб.
Сексуально-сетевые меньшинства
Как так выходит, что, несмотря на всю суровость законов и неукоснительное бдение чиновников, ЛГБТ* движение продолжает действовать? Секрет попытался открыть автор тг-канала "Нравственница": «Общественные движения по защите прав сексуальных меньшинств зародились ещё в 1960-е годы, однако современные организации в корне от них отличаются. От правовой поддержки они перешли к навязыванию новых социальных норм. В последние годы одним из продвигаемых направлений стала концепция «гендерной идентичности». В России ЛГБТ-движение* начало развиваться в 2000-е, когда стараниями европейского филиала международной сети ILGA были учреждены ключевые неправительственные организации. Межрегиональное общественное движение «Российская ЛГБТ-Сеть»*** взяло на себя функции координатора. За 15 лет активной деятельности «Российская ЛГБТ-Сеть»*** открыла на территории нашей страны филиалы в более 40 городах, завезла квир-фестивали искусства и запустила множество инициатив. Финансирование региональных проектов осуществлялось через дочерние организации ILGA-EUROPE. Это была самая настоящая паутина. Ликвидируя оператора, через которого ЛГБТ*-организации осуществляли финансовые манипуляции, Минюст тут же получал нового. Признав иноагентом какую-либо из НКО, обрекал себя на то, чтобы бомбардировать её штрафами за несоблюдение законодательства. При этом информационные ресурсы и порталы продолжали работать, как ни в чём не бывало, иногда даже с издёвкой бросая правоохранителям вызов — «сам себя запрети». Многие из них функционируют до сих пор, а механизмов закона, принятого в прошлом году, для приостановки их работы недостаточно. Очевидно, запретом всего движения сразу Минюст попытается эту проблему решить».
Кстати, даже самые отъявленные гей-активисты признают, что никто в России не гоняет их за их наклонности. Закон преследует не рядовых лесбиянок и гомосексуалов, а именно экстремистов, осужденных за экстремистские преступления. Государство в спальни не лезет, хотя общественные настроения отнюдь не в пользу секс меньшинств. И хотя в некоторых сферах российской жизни их число явно зашкаливает (например, в шоу-бизнесе), в целом геев в стране немного. Хотя официальной статистики нет, по одному из исследований от 2021 года их примерно 0,375% населения России. Другими словами, из примерно 146 млн лишь около 550 тыс чел относятся к секс меньшинству. Так стоит ли их опасаться? Чем они нам мешают? Что даст признание ЛГБТ* экстремистским движением? Как избежать злоупотреблений, в том числе, со стороны правоохранителей? Эти вопросы сегодня обсуждают эксперты PublicO.
* - деятельность признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
** - внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иноагента.
*** - внесена в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента.