Наше
сознание инерционно. Если есть возможность не менять привычки и убеждения, мы
предпочитаем их не менять. Первый автомобиль с ДВС Карл Бенц сделал 135 лет
назад. И хоть электромобиль появился еще раньше, широкого распространения он не
получил. Таким образом, за шесть поколений мы, чтобы решить проблему
перемещения из точки А в точку Б, были приучены заливать топливо в бак.
На сегодня
38% автомобилистов, в принципе, готовы поменять ДВС на электромотор. Спрос на них вырос более чем на половину,
а продажи – в восемь раз. Но даже понимая, что будущее автопрома связано именно
с электричеством, россияне перечисляют причины, почему не делают этого прямо
сейчас.
Помните
анекдот про человека, который не ходит в казино и говорит, что тому есть
множество объяснений? Его просят назвать хоть одно и тот отвечает: ну, во-первых,
у меня нет денег…
Так вот,
первая причина, по которой мы не пересаживаемся на электромобили – их высокая
цена. На днях Илон Маск заявил о скором выпуске
самого дешевого варианта Tesla. Model 2 будет стоить «всего» 25 000 долларов. Для
сравнения: самый дешевый авто с ДВС на Российском рынке – Daewoo Matiz. Его стоимость чуть более 3 000
долларов. Согласитесь, это не разница в цене. Это пропасть.
Причина
номер 2. Климат. Если для ДВС тепло – побочка, и мы просто снимаем его с мотора
и пускаем на обогрев салона, то в электрическом авто на отопление пойдет
значительная часть полезной энергии батареи. А значит, мы поплатимся динамикой
и дальностью хода. Автомобилисты понимают, что желание прогреть авто зимой - это
отнюдь не каприз. Это забота о здоровье. Но прогреть салон в -30 С весьма
энергозатратно.
Третья,
важнейшая причина, которая мешает нам сделать окончательный выбор в пользу
электрического авто - неразвитая зарядная инфраструктура. И это уже не проблема
отдельно взятого кошелька, а гораздо более масштабная. Её решением в разных
странах занимаются не только частные компании, но и государство. Крупнейшие
производители унифицируют модели, чтобы человек имел возможность пользоваться
уже созданной сетью заправок. Так, Rivian недавно объявил о решении перейти на
стандарт зарядки Tesla, чтобы дать свои клиентам доступ к крупнейшей
(12 000 постов) сети зарядных станций в США и Канаде.
Тем не
менее, в тех же США доля электромобилей в общем автопарке составляла в прошлом
году только 1,3%. Мировым же лидером в производстве и потреблении
электромобилей является Китай. В 2022 году таковых там было уже 4,9% от общего
числа. Ранее китайцы планировали довести это число до 45% к концу десятилетия.
Но пока всё идет к тому, что реальность превзойдет ожидания: 85% к 2031 году.
Не
удивительно. Уже в прошлом году каждый третий из продававшихся там автомобилей
был электрическим. В России же на долю новых электромобилей приходится чуть
больше процента от общего количества продаж. И, несмотря на возросший более чем
наполовину спрос, экспоненциального роста мало кто ожидает. И помимо уже
перечисленных объяснений этого, есть и еще одно. Крупный бизнес в России, от
которого и можно ожидать масштабных инфраструктурных решений, как правило,
связан с нефтянкой. Скажите, заинтересована ли бензоколонка в развитии
электрических автомобилей?
Остается надеяться
на государство. И, перечитывая «Концепцию технологического развития до 2030
года», которую недавно утвердило Правительство, наслаждаться мечтой о будущих
победах на пути к «технологическому суверенитету и инновационно
ориентированному экономическому росту».