ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Электробензоколонка
Автор: Илья Колосов, PublicO

Электробензоколонка

Наше сознание инерционно. Если есть возможность не менять привычки и убеждения, мы предпочитаем их не менять. Первый автомобиль с ДВС Карл Бенц сделал 135 лет назад. И хоть электромобиль появился еще раньше, широкого распространения он не получил. Таким образом, за шесть поколений мы, чтобы решить проблему перемещения из точки А в точку Б, были приучены заливать топливо в бак.

На сегодня 38% автомобилистов, в принципе, готовы поменять ДВС на электромотор. Спрос на них вырос более чем на половину, а продажи – в восемь раз. Но даже понимая, что будущее автопрома связано именно с электричеством, россияне перечисляют причины, почему не делают этого прямо сейчас.

Помните анекдот про человека, который не ходит в казино и говорит, что тому есть множество объяснений? Его просят назвать хоть одно и тот отвечает: ну, во-первых, у меня нет денег…

Так вот, первая причина, по которой мы не пересаживаемся на электромобили – их высокая цена.  На днях Илон Маск заявил о скором выпуске самого дешевого варианта Tesla. Model 2 будет стоить «всего» 25 000 долларов. Для сравнения: самый дешевый авто с ДВС на Российском рынке – Daewoo Matiz. Его стоимость чуть более 3 000 долларов. Согласитесь, это не разница в цене. Это пропасть.

Причина номер 2. Климат. Если для ДВС тепло – побочка, и мы просто снимаем его с мотора и пускаем на обогрев салона, то в электрическом авто на отопление пойдет значительная часть полезной энергии батареи. А значит, мы поплатимся динамикой и дальностью хода. Автомобилисты понимают, что желание прогреть авто зимой - это отнюдь не каприз. Это забота о здоровье. Но прогреть салон в -30 С весьма энергозатратно.    

Третья, важнейшая причина, которая мешает нам сделать окончательный выбор в пользу электрического авто - неразвитая зарядная инфраструктура. И это уже не проблема отдельно взятого кошелька, а гораздо более масштабная. Её решением в разных странах занимаются не только частные компании, но и государство. Крупнейшие производители унифицируют модели, чтобы человек имел возможность пользоваться уже созданной сетью заправок. Так, Rivian недавно объявил о решении перейти на стандарт зарядки Tesla, чтобы дать свои клиентам доступ к крупнейшей (12 000 постов) сети зарядных станций в США и Канаде.

Тем не менее, в тех же США доля электромобилей в общем автопарке составляла в прошлом году только 1,3%. Мировым же лидером в производстве и потреблении электромобилей является Китай. В 2022 году таковых там было уже 4,9% от общего числа. Ранее китайцы планировали довести это число до 45% к концу десятилетия. Но пока всё идет к тому, что реальность превзойдет ожидания: 85% к 2031 году.

Не удивительно. Уже в прошлом году каждый третий из продававшихся там автомобилей был электрическим. В России же на долю новых электромобилей приходится чуть больше процента от общего количества продаж. И, несмотря на возросший более чем наполовину спрос, экспоненциального роста мало кто ожидает. И помимо уже перечисленных объяснений этого, есть и еще одно. Крупный бизнес в России, от которого и можно ожидать масштабных инфраструктурных решений, как правило, связан с нефтянкой. Скажите, заинтересована ли бензоколонка в развитии электрических автомобилей?

Остается надеяться на государство. И, перечитывая «Концепцию технологического развития до 2030 года», которую недавно утвердило Правительство, наслаждаться мечтой о будущих победах на пути к «технологическому суверенитету и инновационно ориентированному экономическому росту». 

Новости партнеров