Итоги прошедшего в эти выходные саммита G-20 в Дели обсуждаются в мировой прессе и экспертном сообществе в широком эмоциональном диапазоне – от разочарования до восторга. Этому поспособствовала хозяйка саммита Индия, под руководством своего философски настроенного премьера Нарендры Моди разработавшая и мастерски согласовавшая со всеми странами «двадцатки» гигантский документ под девизом «Одна земля, одна семья, одно будущее», который и стал итоговой декларацией. В ней отражены все проблемы и боли сегодняшнего момента – экология, мировая торговля, продовольственная и фармацевтическая безопасность, международное сотрудничество и т.д.
В России итоги саммита были приняты с удовлетворением, так как стараниями Индии из итогового документа были исключены обидные для нас формулировки. Глава российского МИД Сергей Лавров отметил, что Западу не удалось «украинизировать» декларацию G20 (даже намека на осуждение России, вопреки оценкам западных СМИ, там нет) - соответствующий параграф изложен как призыв завершить все мировые конфликты на основе принципов Устава ООН. При этом, сказал министр, «правильное понимание происходящего [на Украине] в кругу развивающихся членов «двадцатки» налицо». «Уверен, что и некоторые наши западные коллеги все прекрасно понимают», заметил он.
В западной прессе мягкие формулировки декларации оценили как пощечину Западу, а на Украине официально выразили разочарование (Киев хотел получить от Индии приглашение на участие в саммите, но Дели отказал). В опубликованном только что интервью британскому журналу The Economist президент Украины идет дальше и открыто говорит о своих нехороших предчувствиях в отношении западной поддержки: «У меня есть интуиция, я читаю, слышу и вижу их глаза: «Мы всегда будем с вами». Но я вижу, что его или ее нет здесь, нет с нами».
Французский президент Макрон говорит, что ни о какой российской дипломатической победе речь не идет, наоборот, Россия на саммите была в изоляции, да и вообще, G-20 – это про экономику, а не про политику.
По-человечески понятно, что каждая из сторон оценивает прошедшее мероприятие исходя из своих представлений о прекрасном. Однако если уж кто и стал победителем на саммите, так это Глобальный Юг в целом. Зримым результатом стало приглашение Африканского союза присоединиться к G-20. Да и вся повестка саммита была пронизана идеями равноправия и развития так называемого «третьего мира». Лавров по этому поводу сказал, что «двадцатка» переживает «внутреннюю реформу», в рамках которой страны глобального Юга «стремятся укрепить свою роль в механизмах глобального управления».
Юг предельно прагматичен. Этим странам надоело быть изгоями на празднике жизни «золотого миллиарда», и они решительно настроены избавиться от бедности и вторичности. Пример – Индия. Член БРИКС, один из крупнейших торговых партнеров России, решительно отвергающая все предложения о присоединении к антироссийским санкциям. И в то же время это страна, выстраивающая плотные политические, экономические и даже военные отношения с Западом и, в особенности, с США.
После Дели президент США Дж. Байден совершил визит во Вьетнам, где стороны говорили об установлении отношений стратегического партнерства, о сотрудничестве в области полупроводников и добычи минерального сырья для их производства. Более того, американцы официально говорят о сотрудничестве в сфере безопасности, имея в виду предоставление Ханою американского вооружения вместо традиционно использующегося в этой стране российского.
Откажется ли Вьетнам от многолетних и выгодных связей с нашей страной? Как бы ни хотелось американцам, ответ - однозначно нет. Потому что ласковый телок двух маток сосет. Это называется многовекторность в многополярном мире. И это стратегическая линия всего Глобального Юга во взаимоотношениях с Севером. В этих отношениях нет места союзничеству, что бы там не было написано в коммюнике и договорах, а есть место только интересам.
Вот об этом сегодня и будут говорить эксперты PublicO, обсуждая итоги саммита G-20 в Дели.