ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
«Исходя из новой практики доносов сумасшедших»
Автор: Екатерина Винокурова, специальный корреспондент PublicO

«Исходя из новой практики доносов сумасшедших»

 

Авторы спектакля «Финист Ясный Сокол», рассказывающего о судьбе женщин в Сирии, режиссер Евгения Беркович и сценарист Светлана Петрийчук, задержаны. Их подозревают в оправдании терроризма

Спектакль «Финист Ясный Сокол» поставлен по пьесе Светланы Петрийчук. В нем рассказывается о женщинах, решивших виртуально выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию. 

«В основу пьесы и спектакля легли реальные приговоры и протоколы допросов этих женщин — за последние годы в России, Казахстане, Узбекистане таких дел были сотни, если не тысячи. Что с ними случилось? Куда бегут эти женщины и, главное, откуда? В чем та неистребимая потребность человека — в вере, в любви, в ощущении себя частью чего-то большого и сильного, — что заставляет мужчин брать в руки оружие и убивать, а женщин — поддерживать их в этом?» — говорится в описании спектакля.

В 2022 году «Финист Ясный Сокол» победил в двух номинациях в рамках театральной премии «Золотая маска», получив премии за лучшую работу драматурга и лучшие костюмы. Награду получили Петрийчук и костюмер Ксения Сорокина.

Стоит отметить, что Беркович занимает антивоенную позицию, также она пишет стихи, где, в том числе, критикует происходящее в стране. Однако ни в каких организациях, которые были бы признаны в России недружественными, она не замечена.

 

Несколько лет назад СМИ активно писали о большом количестве случаев вербовки женщин в соцсетях или приложениях для знакомств террористами из Сирии. Их истории неоднократно были рассказаны в российской и мировой прессе. Одна из самых известных — это история российской студентки Варвары Карауловой, которая в итоге получила тюремный срок, раскаялась, а ее история была показана, в том числе, по российским государственным телеканалам. Исследование преступности, вербовки, рассказы людей, которые стали жертвами собственной неосторожности, вовлеченными в терроризм, наркоторговлю и другие преступления — это часть, в том числе, профилактической работы с обществом, не подразумевающей оправдания самих этих явлений. Те же работы, посвященные Нюрнбергскому процессу или преступлениям нацистов в концлагерях — это необходимое исследование зла, но не его оправдание, а напротив, попытка вынести из катастроф и чужих преступлений уроки на будущее. В конце концов, книга Ханны Арендт “Банальность зла” о том, как люди становились нацистами — это не апологетика Гитлера, а ровно наоборот, сильнейшее антифашистское произведение. Впрочем, в современной России это, вероятно, перестает быть очевидным.

 

Также можно вспомнить яркие примеры атаки, так называемых, традиционалистов на спектакли и фильмы, которые, впрочем, в былые годы удавалось остановить. Например, в середине десятых годов радикальные традиционалисты пытались возбудить дело против режиссера оперы “Тангейзер” Тимофея Кулябина, который на две секунды показал на сцене плакат с Иисусом Христом осторожно-фривольного содержания. Оказалось, режиссер специально показал этот плакат для демонстрации того, что художник не имеет права заходить в своем творчестве бесконтрольно далеко и оскорблять чувства верующих. Однако радикальные активисты, не смотревшие постановку, не удосужились это выяснить. Несколькими годами позже такие же радикальные традиционалисты пытались атаковать режиссера Алексея Учителя за фильм “Матильда”, где рассказывалось об увлечении последнего русского императора Николая Второго балериной Матильдой Кшесинской. После выхода фильма оказалось, что он посвящен тому, как царь отказывается от этого увлечения ради семейных ценностей и выполнения долга монарха.

 

Телеведущая Ксения Собчак в своем телеграм-канале сообщила, что подписала поручительство за Евгению Беркович и Светлану Петрийчук, а также открытое письмо в их поддержку. Собчак объясняет, что спектакль несет антитеррористическую направленность.

 

«Бред, самодурство, дремучая необразованность… В основу «Финиста» легли реальные приговоры и протоколы допросов жен террористов. Героини бросают своих родных, университет, работу и отправляются в ад к своим новым возлюбленным, которые обещают им любовь им счастливую жизнь. Там они становятся сначала полурабынями в отрядах боевиков, а потом возвращаются на родину в качестве заключенных. Понятно, что постановка несёт антитеррористический посыл — показывает механизм вербовки и участь женщин, которые соглашаются на такую жизнь. Но в итоге мы получаем абсурдное уголовное дело за спектакль (который, к тому же, идет уже три года, стал лауреатам премий и успешно гастролировал)», — отметила она.

Кто написал на Беркович заявление и какой специалист нашел в ее спектакле оправдание терроризма - пока неизвестно.

Журналист Кирилл Шулика пишет: “В голове не укладывается. Вы представляете, чтобы при СССР задержали Юрия Любимова за спектакль? Не то, что сняли спектакль и выгнали бы, а арестовали бы. Я повторю, терроризм нельзя оправдать, это зло. Но тем более его невозможно оправдать спектаклем. А у нас еще в школе ставили спектакль про Януша Корчака и детей в Освенциме, теперь, видимо, это уголовное дело”.

Главный редактор закрытой ныне “Новой газеты”, лауреат Нобелевской премии мира Дмитрий Муратов инициировал в поддержку Беркович и Петрийчук открытое письмо.

Мы — против того, чтобы режиссёров, драматургов, артистов, кого бы то ни было — в ХХI веке арестовывали за спектакль. Мы против обвинительной лжи: в работе режиссёра Евгении Беркович и драматурга Светланы Петрийчук нет ни тени оправдания терроризма; пьеса и спектакль «Финист — ясный сокол» несут абсолютно внятный антитеррористический призыв.

Мы — против того, чтобы сажали за анти-СВО стихи. Стихи Беркович стали за минувший год широко известны. Против преследования граждан по сфабрикованному обвинению. Против идеологического заказа. Против уничтожения театра и культурной среды. Против того, чтобы из театрального цеха, как в толпе на митинге, выхватывали одиночек — тех, кто не хочет уезжать из своей страны.

 

Она не хотела уезжать — из страны, города, отказываться от языка, на котором она пишет, мыслит и ставит. И не уехала. При этом надеялась сохранить право голоса: трезвой и сострадательной оценки происходящего в России, в Украине, в мире.

Дома в Москве ее ждут дети. Дома в Петербурге мать и бабушка, известная питерская писательница Нина Катерли.

 

Государству стыдно терроризировать женщин.

Мы — против террора и его оправдания, в том числе из ложно понятой государственной целесообразности. Преследуйте убийц, а не поэтов!” - пишут авторы письма.

 

 

Телеграм-канал Real cultras z https://t.me/real_cultras дает стандартную оценку радикальных консерваторов.

«Финист ясный сокол» — это пьеса про женщин террористок, завербованных ИГИЛ (признаны в России террористической организацией, запрещены).

Причем «ясный сокол» — это типа вербовщик, неуловимый сказочный принц, в которого они повлюблялись, а теперь страдают. Такие – Дарьи Треповы предыдущей, ваххабитской, повестки.

Хотя… В нынешних обстоятельствах звучит всё это вполне себе актуально, так что – да, это был спект про деконструкцию мотиваций и последующее оправдание террористок.

Неважно – потенциальных «невест Аллаха», или треповых, вовк и прочих убийц.

«Они же девачки» - лейтмотив пьесы Светланы Петрийчук, отмеченной некогда знаменитым конкурсом новой драматургии «Любимовка», вовсю сейчас ведущего «антивоенные показы» по странам СНГ.

Допустим, что независимый драматург имеет право писать всё, что в голову придёт, а «независимый» (опустим про деньги Михаила Прохорова) фестиваль в подвале имеет право награждать, кого хочет.

Это – уровень квартирника с расстроенной гитарой.

А вот дальше – следите за руками.

На деньги Минкульта, которые из бюджета получает на «поддержку и развитие театра» Союз театральных деятелей Александра Калягина, эту пьесу ставит «режиссерка» Евгения (Женя) Беркович.

(«Жене» уже хорошо под сорокет, но так уж принято в определенных кругах – «Люся» Улицкая (80 лет) не даст соврать.)

Спектакль в «Боярских палатах» СТД, который к тому моменту успело посмотреть аж человек 200, стремительно назначается «событием».

Таким, что получает аж две (!) «Золотых маски» в категории «драма» от экспертной тусовки Марии Ревякиной, причем – в 2022 году, когда «всё уже началось».

Потом в жизни Беркович было много всякого – и кривые, но нашумевшие стихи про «Бессмертный полк», (которые она запретила читать в Театре наций), и бан на всех государственных площадках, и прочая «моя борьба».

Справедливости ради – нам не попадались афиши спектакля про террористок после убийства Даши Дугиной, после теракта с Владленом Татарским.

Поэтому мы наивно полагали, что у Жени Беркович, на тех местах, где у нормальных людей располагается душа и сердце (или, хотя бы, мозг) есть что-то кроме г*** и овсянки.

Но нет, ошибались”, - пишет телеграм-канал набор классических претензий, которые, очевидно, будут дальше репостить авторы, которые поддерживают силовиков во всем, что те делают.

Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков считает, что преследование Беркович может быть связано с ее феминистскими взглядами.

“Есть ощущение, что происходящее показывает некие новые “красные линии” и за них уже попадают те, кто так или иначе связан с пропагандой западного образа мышления, а феминизм таковым в России признан. Спектакль может подвергаться прессингу за одно то, что сама повестка может служить для продвижения феминистических ценностей. Посмотрим, чем закончится это дело, хотя скорее всего мы увидим очередное наступление традиционалистов на культуру”, - говорит Гращенков.

Политолог Александр Кынев говорит, что, на его взгляд, история с Беркович на фоне всего остального выделяется самим фактом пересмотра определенных правил.

“Речь идет не просто о новой постановке, но о старой, уже ставшей частью культуры, отмеченной разными премиями, то есть о том, что уже признано достижением, и вдруг задним числом это все пересматривается, исходя из какой-то новой практики доносов сумасшедших. Произошло резкое повышение политической значимости безумных доносов, и это пугает общество больше всего. Раньше было некоторое понимание, что власть в принципе разумна, что она может отделять огромное количество мусорных доносов и некий условно-разумный контроль за медиапространством, где она заботится о порядке. Но тут уже порядка нет, так как откровенная идеологическая цензура задним числом без какой-то внятной мотивации, кроме каких-то безумных вещей, деморализует уже людей аполитичных и бьет по репутации власти больше, чем пропаганда от ее оппонентов”, - полагает Кынев.

Политолог Константин Калачев резюмирует:

“Я бы эту историю разделил на две части. Можно ли рассказывать о российских женщинах, которые уезжали в Сирию, чтобы там стать жёнами радикальных исламистов?

Надо ли эту тему табуировать? Табуировать не надо. Рассказывать можно. Более того, спектакль-то как раз антитеррористический. Ни в коем случае мужские манипуляции по вербовке женщин не оправдывающий.

Да и вообще, делегации признанного террористическим движения ХАМАС не раз принимали в РФ на высоком уровне. Были ли эти встречи оправданием терроризма? Нет! Не более, чем спектакль, удостоенный «Золотой маски» в двух номинациях.

А вторая часть балета — это сама Беркович, которая выходила на одиночный пикет с плакатом «Нет войне».

Которая пишет антивоенные стихи.

Две части истории соединились в единое целое. И творчество у неё какое-то «сомнительное», и взгляды с действиями неприемлемые. На подозрении.

Остается получить сигнал, что в спектакле кто-то увидел что-то противоправное. Формально, если есть сигнал, надо проверять.

Проводить следственные действия. Но зачем из этого делать шоу? Привлекли экспертов, посмотрели запись, сделали заключение. Тихо и спокойно.

Как говорил Ленин: формально правильно, а по существу, издевательство. При желании оправдание терроризма можно найти даже в детских сказках.

У нас любят вспоминать советские времена. Диссидентствующего режиссера могли отлучить от театра. Но чтоб вот так? Такого даже тогда не было”.

 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров