ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Квасной патриотизм и русская Кока-Кола

Квасной патриотизм и русская Кока-Кола

На полках алтайских магазинов появились новые газированные напитки - Cola Bochkari, Orangе Bochkari и CitrusHit Bochkari. Новизна их, как вы понимаете, довольно относительная. Просто местный производитель «Бочкари» воспользовался уходом Кока-Колы и Пепси-Колы с российского рынка и грудью бросился на амбразуру.

            Директор департамента качества и стандартизации Татьяна Ганина рассказала, что Pepsi Co и Global в рамках сотрудничества по контрактному производству периодически проводят аудит Бочкаревского пивзавода, оценивая уровень производства по множеству критериев. Это стандарты качества, водоподготовка, экологичность, квалификация персонала, условия труда и прочее. "Последний аудит мы прошли с показателями 99,25% из 100%. Это очень высокая оценка", – добавила Ганина. Так что технологическая основа амбициозных планов у алтайского завода хорошая.

            Но он не один такой. Вот уже несколько месяцев все производители российской газировки от Кавказских гор до Владивостока соревнуются за жирный кусок рынка, добровольно оставленный западными гигантами. Топ-менеджер крупнейшего российского производителя «Черноголовки» называл нынешнюю ситуацию небывалой. И компания, знаменитая своими «Тархуном» и «Байкалом» вышла на рынок с новыми брендами «Кола Черноголовка» и «Фантола». Свою версию лимонадов Coca-Cola, Fanta и Sprite представил Московский комбинат «Очаково». Продукция производителя на полках магазинов появилась под названиями CoolCola, Fancy и Street. «Очаково» отметил, что новая линейка газировок — это классические вкусы любимых прохладительных напитков.

            В результате доля новой российской «колы» за май — июнь достигла 5% рынка. Это не так мало, ведь по мере исчерпания складских запасов брендовой американской газировки и роста узнаваемости новых марок среди потребителей продажи просто обречены на взрывной рост. Еще весной производители опасались остановки линий. Доля импортного оборудования на предприятиях составляет более 90%, а из-за санкций возможны сбои поставок комплектующих, говорил, в частности, президент ассоциации «Союзнапитки» Максим Новиков. Но теперь страхи позади – объемы рынка, видимо, позволяют решать такие проблемы. Не страшны ни конкуренция производителей из стран СНГ, в частности, Белоруссии, ни рост цен на сахар, газ, крышки. Только вперед!

            О масштабах этого быстрорастущего рынка говорят цифры. По итогам 2020 года суммарный выпуск продукции, включая напитки для детей и соки, составил 15,8 млрд л, превысив показатель предыдущего года на 4%. В этом году новые рекорды. Максим Новиков недавно сообщал, что по итогам июня  объем производства превысил 260 млн л. То есть по году будет явно выше 20 млрд л.

            Медики часто говорят о вреде газировки. Она разрушает зубы, «убивает» сердце, провоцирует рак поджелудочной железы, ведет к избыточному весу и ожирению, снижает уровень калия в крови, обезвоживает организм и т.д. Но с 1770 года, когда шведский химик Торберн Улаф Бергман изобрел сатуратор, открывший дорогу к промышленному производству газированной воды, человечество крепко подсело на нее. 

            Наше население не исключение. Хотя у нас есть свои уникальные наработки. На недавнем форуме АСИ "Сильные идеи для нового времени" к Путину обратился Александр Хлынов из Союза производителей Иван-чая, предложивший развивать в России производство этого традиционного напитка. "Действительно, это наверняка полезнее, чем какая-нибудь Coca-Cola, там одна химия", - согласился президент. И хотя уже даны соответствующие поручения профильным ведомствам, вряд ли у Иван-чая получится составить мощную конкуренцию «коле».

            Но у нас же есть квас! Напиток вкусный, полезный и круглогодичный. Что может быть лучше стакана холодного кваса в жару? Или после баньки зимой? Автор текста готов признаться в квасном патриотизме, но статистика показывает, что он не одинок. Производство этого напитка в стране идет по нарастающей, и в 2020 году превысило 634 млн л. Специалисты оценивают потребление кваса в России на уровне 7-10 литров на человека в год. А вот в СССР этот показатель составлял 60 литров.

            Полностью возродить Советский Союз вряд ли получится, но, может быть, по линии кваса удастся продвинуться?

            Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Новости партнеров