ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Домашний дебошир глазами нейросети
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2
Автор: PublicO

Не подходи ко мне!

Конституционный суд РФ вынес решение, которое указало нижестоящим судам на возможность запретить агрессорам приближаться к жертвам их насилия, в том числе приближаться к работе и дому потерпевшего. Жалобу в КС подала россиянка Ольга Балукова, которую неоднократно избивал бывший партнер после расставания. Как сообщает «Ъ», суд признал мужчину виновным и назначил ему год ограничения свободы. Но Балукова осталась этим решением недовольна, и хотела более жестких ограничительных мер в отношении своего бывшего. Однако суды отказали девушке, после чего она обратилась в КС. В решении Конституционного суда подчеркивается, что суды могут устанавливать запрет на посещение мест, «в которых может регулярно находиться потерпевший», в том числе запрет «приближаться к этим местам на определенное расстояние».

Интересно, что решение КС было принято вскоре после отрицательного отзыва правительства РФ на законопроект партии «Новые люди», в котором суду предоставлялась возможность ограничить насильнику приближение к потерпевшему ради защиты его прав и свобод. В заключении правительства говорится, что это может не совпадать с существующим законодательством. Также отмечается, что в законопроекте отсутствуют подробности об установлении судом указанных запретов, в частности о сроках, на которые они могут быть установлены, а также не предусмотрена ответственность за их несоблюдение.

Законопроект будет доработан с учетом замечаний правительства, рассказал автор инициативы, вице-спикер Госдумы, кандидат в президенты РФ от партии «Новые люди» Владислав Даванков РИА Новости:

«Тысячи женщин в России каждый день страдают от преследования неадекватов. Но суды на основе действующего законодательства не имеют права накладывать запрет на приближение. Полиция также часто отказывается помочь. Будем добиваться того, чтобы такой закон был принят».

Охранный ордер

По статистике, каждый год в России  около 12 -14 тыс женщин гибнут в результате домашнего насилия.

  • В 75% случаев в России от домашнего насилия страдают женщины. В браке этот показатель возрастает до 91%.
  • 40% тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье.
  • Более 70% всех убийств женщин в России в 2020–2021 годах, согласно данным Консорциума женских неправительственных объединений, было совершено их партнерами и родственниками.
  • 79% осужденных женщин по статье за умышленное убийство защищались от домашнего насилия.

Получается, от насилия в российской семье каждый час умирает одна женщина, писал еще несколько лет назад журнал Forbes и цитировал главу МВД генерала Колокольцева:

«Более чем в 70% случаев по административным делам о побоях судами принимаются решения о назначении штрафа, что не в полной мере отвечает целям наказания. Зачастую данная мера не является серьезным сдерживающим фактором, а когда речь идет о близких людях — накладывает на семью еще и дополнительную финансовую нагрузку».

Фото ФедералПресс

В США, да и в других странах, на этот случай существуют так называемые охранные ордера – судебные постановления, запрещающие насильникам приближаться к своим жертвам на определенное расстояние. Нарушил – отправляйся за решетку. Нынешнее решение КС приближает нас к этому формату, однако насколько в наших условиях оно поможет в борьбе с домашним насилием?

Проблема ведь не только в насильнике – с ним, как правило, все ясно. Трус, неудачник, пьяница, вымещающий свое ничтожество на женщине, а то и на детях. Но вот статистика говорит, что наши женщины-жертвы насилия по 3-4 раза вновь возвращаются к своему мучителю, и лишь на пятый раз принимают решение уйти от него. Это вопрос социальный, требующий ко всему прочему экономических мер помощи пострадавшим женщинам со стороны государства. Однако закон о домашнем насилии до сих пор не принят и перспектив его появления не просматривается. А ведь он может остановить рост домашнего насилия в нашей стране. Вот что говорит директор  Центра поддержки инициатив в области семьи, материнства, отцовства и детства «Урал» Ольга Селькова:

«Даже если женщина, набравшись смелости, уходит от домашнего насильника, этот мужчина тут же находит себе новую женщину, которая тоже рожает от него детей, и уже новая семья повторяет печальный опыт предыдущей. У нас нет базы данных мужчин, склонных к домашнему насилию, и серийность нигде не фиксируется – есть серийные убийцы, например, но серийных домашних дебоширов нет. При этом, если в предыдущих семьях мужчина, допустим, нёс наказание за домашнее насилие по административным статьям, то в новой семье его агрессия может закончиться нанесением своим близким тяжкого вреда здоровью или даже убийством».

И еще пара цифр: 56% заявлений в полицию о домашнем насилии регистрируются — остальные «теряются» на разных этапах. В 2022 году средний штраф по статье «Побои» составил 5 362 рубля.

Можно ли в таких условиях говорить об эффективной борьбе с домашним насилием? И насколько поможет решение Конституционного суда? Об этом сегодня поговорим с экспертами PublicO.  

Голосование
Дебаты
Новости партнеров