
19 июля на сцене театра «Современник» состоялась премьера спектакля «Первый хлеб» по пьесе молодого драматурга Рината Ташимова. Главную роль сыграла 83-летняя Лия Ахеджакова. Однако постановка вскоре после премьеры подверглась критике со стороны организации "Офицеры России". Возмущение военных вызвал эпизод, где героиня Ахеджаковой, не желая отпускать внука на войну, в пьяном состоянии произносит на могиле мужа-ветерана весьма откровенный монолог, который представляет собой вопль вдовы о том, что мужчины воюют, "а войны всё равно не заканчиваются", причем в тексте присутствует ненормативная лексика.
В то время, пока любители театрального искусства после премьеры пьесы никак не отреагировали на спорную поставку, на «Первый хлеб» обратили внимание представители организации «Офицеры России». Они написали жалобу на спектакль в Генпрокуратуру. В заявлении говорится о том, что монолог Ахеджаковой изобилует оскорблениями ветеранов, пропагандой однополой любви и многочисленными матерными выражениями. Офицеры обиделись на нецензурную лексику.
Депутат Госдумы Виталий Милонов призвал правоохранительные органы проверить сценарий спектакля «Первый хлеб» на ЛГБТ- и антироссийскую пропаганду. «Я думаю, что в нашем Министерстве культуры давным-давно засели латентные… сотрудники. Я думаю, действует тайная незримая ЛГБТ-сеть, которая дергает за ниточки нужных людей и активизирует своих сторонников. Считаю, что с помощью экспертов-культурологов из Генеральной прокуратуры и Следственного комитета надо провести исследование на предмет соответствия спектакля «Первый хлеб» требованиям законов Российской Федерации», — подчеркнул Милонов. Депутат также отметил, что первоочередная задача следователей — выяснить, каким образом подобные спектакли появляются в театрах, и привлечь к ответственности всех причастных к созданию постановки.
Вперёд к цензуре
Искусство создаётся для людей и про людей. Поэзия, проза, песни, драматургия театральных постановок в разное время отражали и отражают настроения общества. В контексте данного подхода критерием качества является мнение рядового зрителя.
Отзывы о спектакле «Первый хлеб» разнообразны. Вот несколько зрительских мнений (орфография и пунктуация сохранены авторские):
«ДА УЖ ...........впервые стало жаль потраченных денег! Не хватило только постельной сцены дани и закария, а в конце каминг-аута бабушки нарии! Можете дополнить пьесу, на соавторство не буду претендовать! Мерзость!!!!»
«Совершенно не понимаю обрушившегося негатива! Безумно трогательная постановка, все участники в поисках новых смыслов, в поисках нового, современного театра и зрителя. Постановка гораздо глубже, чем может показаться. Она о России, о судьбе великой страны, о семье, дружбе, любви, смысле жизни, об отношениях разных поколений и об отношениях одного поколения между собой. Это постановка про жизнь (может не московскую и питерскую, но…) весьма реалистичную, хоть и сатиричную! Одни только бабушка с внуком в банке заставляют очень серьезно задуматься о многом, а это далеко не главные герои. Эта постановка - картина современного искусства, где каждый мазок - важнейший, продуманный, но эмоциональный, взмах кистью, без которого не вышло бы этой картины. Спасибо за возможность задуматься о главном».
«Мат, грязь, троллинг на тему ВОВ, лгбт... шизофрения».
Хайп - двигатель прогресса?
В театральной среде не умолкают споры о том, что в контекст глубоких по своей сути постановок всё чаще вклиниваются так называемые пиарщики от искусства, знающие, как тому или иному спектаклю гарантированно собрать аншлаг и в короткий срок сделать приличную кассу. Так, в начале лета Ольга Бузова, певица и бывшая участница телевизионного проекта «Дом-2», дебютировала во МХАТе им. Горького в одной из незначительных, но резонансных ролей. Многие именитые актёры и режиссёры негативно оценили работу непрофессиональной актрисы в постановке «Чудесный грузин».
Впрочем, не все деятели культуры считают, что проблема спектакля только лишь в непродуманной и поверхностной игре участницы проекта «Дом-2». Актриса Елена Яковлева уверена, что «Чудесный грузин» — слабая постановка.
«Мне кажется, что не только в Бузовой дело, а ещё и в содержании спектакля. Тема там какая-то сомнительная – бравый Сталин. Да ещё и Бузова. Такое ощущение, что МХАТ сам нарвался. А зачем – непонятно. Пресловутый технический скачок под ручку с инстаграмом заставляет режиссёров обращать внимание не на артистов, а на медийные лица. Все хотят, чтобы у них были полные залы. И тащат кумиров соцсетей на сцену и экран», — возмутилась Яковлева.
В то же время, Мария Аронова подчеркнула, что Бузову использовали для пиара спектакля.
«Если человек, пусть и с именем, но не имеющий к театральной профессии никакого отношения, делает то, что может делать любой статист, – я тогда не очень понимаю, для чего. Получается, мы как бы зазываем с помощью Оли людей в театр», — заметила Аронова.
Территория свободы
Режиссер Владимир Бортко высказал своё профессиональное мнение о спектакле «Современника» и разразившегося из-за него скандала:
«Театр – это не средство массовой информации, это совершенно другая история. Поэтому, что касается ЛГБТ, ради бога, поднимайтесь и уходите, не покупайте билет. Что касается отношения к Великой Отечественной войне, то существует уголовное право, где есть соответствующая статья. Если они попадают в эту статью, сажать надо. Если нет, можно и похлопать. Я не сторонник ЛГБТ-движения, у меня скоро будет 50 лет брака, так что это всё для меня не очень приятно. Но тем не менее я считаю, что в театре художник должен высказываться так, как он хочет, не нарушая, конечно, уголовное законодательство».
Большинство журналистов-театралов раскритиковали «Первый хлеб», заявив об откровенно слабой драматургии, и о том, что «пьеса Ташимова опоздала лет на 25-30. От неё веет за версту классической постперестроечной «чернухой», в которую вдобавок завезли самосвал гротеска».
Несколько СМИ в своих публикациях сделали акцент на том, что в последнее время Лия Ахеджакова из популярной и любимой народом актрисы скатилась до уровня интернет-мема из-за своих высказываний о судьбе России.
Сама Лия Меджидовна подчеркнула, что скандал вокруг спектакля спровоцировали люди, недовольные сменой главного режиссёра "Современника". «Кто натравил этих людей? Кто извратил все? Каких ветеранов я оскорбляю и мой автор? Мы примерно понимаем кто. Есть люди в театре, которые не хотели, чтобы Рыжаков стал главным режиссером, и это последствия», — поделилась мнением актриса.
Вступительные слова, полезные для осознания зрителем смысла действа «Первого хлеба», произнёс перед началом спектакля в «Современнике» художественный руководитель Виктор Рыжаков: «Что мы можем противопоставить злу? – Терпимость. Мы все разные. В Ноевом ковчеге собралось каждой твари по паре. Право на свободу и выражение своих мыслей должно быть у каждого. Театр – это лобное место, где художник говорит языком литературы и драматургии. Территория Театра – это территория свободы…».