ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
О нацпроектах замолвите слово
Фото Ассоциация менеджеров
Автор: Александр Богомолов, обозреватель PublicO

О нацпроектах замолвите слово

В Ассоциации менеджеров на днях обсудили Национальные проекты. В мероприятии под названием «Создание благоприятной среды для бизнеса: возможные меры поддержки сектора, реализующего национальные проекты» приняли участие Вадим Мельников, член общественного совета Минтранса РФ и рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» при правительстве РФ, Виталий Богаченко из компании Цементум (ex-Holcim), Михаил Луптаков (корпоративный консалтинг), Максим Одинцов из компании Свеза, Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ, а также ряд других экспертов.

Ссылаясь на свежее исследование, Кирилл Родин сообщил, что россияне про нацпроекты знают, помнят, но конкурировать в информационной среде с СВО эта тема не может. Чаще всего вспоминают про проекты «Цифровая экономика», «Туризм и индустрия гостеприимства», а также поддержку государством российского производства. А ведь всего нацпроектов около полутора десятков, и они довольно успешны. Михаил Луптаков напомнил, что, например, в рамках НП «Здравоохранение» в стране построена 1751 больница, снизилась смертность от онкозаболеваний. Реализация проектов «Безопасные качественные дороги»  и «Жильё и городская среда» привела к резкому снижению смертности на дорогах,  кардинально изменила облик и комфортность многих городов и поселков.

Однако несмотря на доказанную эффективность нацпроектов, при их осуществлении проявился ряд проблем. Вадим Мельников сказал: «И мы не будем их замалчивать».

Из того, о чем говорили на мероприятии, корреспондент PublicO сделал вывод: бизнес с удовольствием участвует в НП, более того – идеология нацпроектов ему близка. Но нацпроекты и бизнес идут как бы параллельными курсами в разных высотных коридорах. Бизнес смотрит на государство снизу вверх. Виталий Богаченко говорит: «Мы все время пытаемся доказать государству, что наши действия соответствуют целям и задачам национальных проектов». На примере участия своей компании в НП он формулирует такие пожелания со стороны бизнеса к государству:

- финансовая поддержка, в частности, компенсация логистических затрат;

- тарифное регулирование и внедрение обязывающего экспертного сравнительного заключения проектов;

- развитие промышленной ипотеки.

Но это взгляд из большой компании. Малый и средний бизнес сталкивается с другими проблемами. На конференции приводили интересный пример о работе по НП ««Производительность труда» в Краснодарском крае. В целом проект весьма успешный – за время его реализации в масштабах страны в нем приняло участие около 4,5 тыс предприятий, их выручка превысила 10 трлн руб, а производительность труда выросла на 53%. Краснодарский край один из передовиков в информационном обеспечении этого проекта. Хороший сайт, высокая активность в социальных сетях и т.д. Но отклик со стороны бизнеса, в первую очередь от МСП, очень слабый. Стали разбираться – причины такие: бюрократический язык и отсутствие системы одного окна. То есть люди просто не понимают, о чем идет речь, зачем им это надо, и к кому обратиться, если они это все-таки поняли.

Частный случай, но он отражает сформулированную участниками конференции общую проблему в реализации нацпроектов: слабую коммуникацию в треугольнике бизнес – государство – общество. Большой бизнес, как отмечалось на мероприятии, по ряду причин «не любит рассказывать о своих успехах в части нацпроектов». МСП не понимает, что ему даст участие в них. Общественность чего-то слышала про нацпроекты, но вскользь и не точно.

Такое положение снижает эффективность НП и приглушает общественный резонанс от их успешной реализации. Вопрос поставлен, решения пока нет. Но Ассоциация менеджеров обещает вернуться к обсуждению проблемы уже в скором времени. 

 

 

 

 

 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров