В Ассоциации менеджеров на днях обсудили Национальные
проекты. В мероприятии под названием «Создание благоприятной среды для бизнеса:
возможные меры поддержки сектора, реализующего национальные проекты» приняли
участие Вадим Мельников, член общественного совета Минтранса РФ и рабочей
группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» при правительстве РФ, Виталий
Богаченко из компании Цементум (ex-Holcim), Михаил Луптаков (корпоративный
консалтинг), Максим Одинцов из компании Свеза, Кирилл Родин, директор
по работе с органами государственной власти ВЦИОМ, а также ряд других
экспертов.
Ссылаясь на свежее исследование, Кирилл Родин сообщил,
что россияне про нацпроекты знают, помнят, но конкурировать в информационной
среде с СВО эта тема не может. Чаще всего вспоминают про проекты «Цифровая
экономика», «Туризм и индустрия гостеприимства», а также поддержку государством
российского производства. А ведь всего нацпроектов около полутора десятков, и
они довольно успешны. Михаил Луптаков напомнил, что, например, в рамках НП
«Здравоохранение» в стране построена 1751 больница, снизилась смертность от
онкозаболеваний. Реализация проектов «Безопасные качественные дороги» и «Жильё и городская среда» привела к резкому
снижению смертности на дорогах, кардинально
изменила облик и комфортность многих городов и поселков.
Однако несмотря на доказанную эффективность
нацпроектов, при их осуществлении проявился ряд проблем. Вадим Мельников
сказал: «И мы не будем их замалчивать».
Из того, о чем говорили на мероприятии, корреспондент PublicO сделал вывод: бизнес с
удовольствием участвует в НП, более того – идеология нацпроектов ему близка. Но
нацпроекты и бизнес идут как бы параллельными курсами в разных высотных
коридорах. Бизнес смотрит на государство снизу вверх. Виталий Богаченко
говорит: «Мы все время пытаемся доказать государству, что наши действия
соответствуют целям и задачам национальных проектов». На примере участия своей
компании в НП он формулирует такие пожелания со стороны бизнеса к государству:
- финансовая поддержка, в частности, компенсация
логистических затрат;
- тарифное регулирование и внедрение обязывающего экспертного
сравнительного заключения проектов;
- развитие промышленной ипотеки.
Но это взгляд из большой компании. Малый и средний
бизнес сталкивается с другими проблемами. На конференции приводили интересный
пример о работе по НП ««Производительность труда» в Краснодарском крае. В целом
проект весьма успешный – за время его реализации в масштабах страны в нем
приняло участие около 4,5 тыс предприятий, их выручка превысила 10 трлн руб, а
производительность труда выросла на 53%. Краснодарский край один из передовиков
в информационном обеспечении этого проекта. Хороший сайт, высокая активность в
социальных сетях и т.д. Но отклик со стороны бизнеса, в первую очередь от МСП,
очень слабый. Стали разбираться – причины такие: бюрократический язык и отсутствие
системы одного окна. То есть люди просто не понимают, о чем идет речь, зачем им
это надо, и к кому обратиться, если они это все-таки поняли.
Частный случай, но он отражает сформулированную
участниками конференции общую проблему в реализации нацпроектов: слабую
коммуникацию в треугольнике бизнес – государство – общество. Большой бизнес,
как отмечалось на мероприятии, по ряду причин «не любит рассказывать о своих
успехах в части нацпроектов». МСП не понимает, что ему даст участие в них.
Общественность чего-то слышала про нацпроекты, но вскользь и не точно.
Такое положение снижает эффективность НП и приглушает
общественный резонанс от их успешной реализации. Вопрос поставлен, решения пока
нет. Но Ассоциация менеджеров обещает вернуться к обсуждению проблемы уже в
скором времени.