ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
ПМЭФ: Арктика как основа российского суверенитета

ПМЭФ: Арктика как основа российского суверенитета

Сейчас профильные ведомства разрабатывают программу развития Северного морского пути вплоть до 2035 года. Об этом стало известно в ходе 25 Петербургского международного экономического форума, который проходит в эти дни в северной столице. СМП – не только становой хребет развития всей российской Арктики, но и важнейший транспортный коридор России, независимый от недружественного иностранного воздействия. Это дорога жизни для снабжения огромных территорий Крайнего Севера по северному завозу, а также критически важный маршрут для российской внешней торговли со странами Тихоокеанского региона, с Китаем и Индией.

Как сообщили на форуме, сегодня уложено свыше 560 км нового трансантарктического подводного кабеля, который соединит Териберку в Мурманской области с Владивостоком. Общая протяженность кабеля 12 650 км, пропускная способность – 104 тб/сек. Были слухи о приостановке проекта, но на форуме представители ФГУП «Космическая связь», ФГУП «Морсвязьспутник» и Ростелекома уверенно заявили, что к 2026 году кабель будет уложен. Он станет составной частью формирующейся сейчас цифровой экосистемы СМП, которая обеспечит навигационно-гидрографическое, гидрологическое и диспетчерское обеспечение проводки судов. В результате резко вырастет эффективность грузоперевозок и их скорость.

По словам Гаджимагомеда Гусейнова, первого заместителя министра по развитию Дальнего Востока и Арктики, к 2024 году объем грузоперевозок по СМП должен составить 80 млн тонн, а уже сейчас сформированы заявки на 90 млн. К 2030 году цифра должна вырасти до 150 млн. Для достижения таких высоких показателей должна быть обеспечена круглогодичная навигация по всей протяжённости СМП и будет построено свыше 50 судов различного назначения, не считая судов ледокольного класса.

И тут, в отличие от создания цифровой экосистемы, полностью основанной на российских технологиях, возникают проблемы критической зависимости от импорта. Строительство судов ледокольного класса, без которых освоение Арктики невозможно, локализовано только на 47%. Недавно две южнокорейские компании отказались работать с НОВАТЭКом по созданию ледовых газовозов для его СПГ-проектов, и это стало, по мнению опрошенных нами экспертов, неприятным сигналом. Ведь, как сказал на форуме заместитель председателя правления НОВАТЭКа Евгений Амбросов, компания планирует строительство 30 новых судов для СПГ перевозок со своих арктических разработок.

Другое слабое место – судоремонт. 2D, шутят специалисты: дорого и долго. И от этого очень мало. Вице-губернатор Мурманской области Ольга Кузнецова привела такие цифры. В прошлом году объем судоремонтных услуг в порту Мурманска составил около 2 млрд руб, но только 27% из них было освоено мурманскими ремонтниками. Остальные деньги ушли зарубежным фирмам – в Польшу, Норвегию, Эстонию. Сейчас у наших судоремонтников появился второй шанс. Мало того, что Запад закрылся, так и азиатские фирмы задрали цены. Есть шанс на реконкисту. А отвоевывать есть что. Только объемы судоремонтных услуг для НОВАТЭКа в отдельные ближайшие годы составит 80-90 млн дол.

- Арктическому туризму обнулили НДС, и он выстрелил, - говорят на форуме. Сейчас представители судоремонта просят также обнулить НДС для отрасли, чтобы она смогла набрать обороты и занять российский рынок. И тогда появится шанс на реализацию голубой мечты Николая Кузнецова из Совкомфлота – чтобы вся российская внешняя торговля обслуживалась построенными в России кораблями под российским флагом. Но пока до этого далеко. Только 10% российского экспорта перевозится судами под триколором.

Гаджимагомед Гусейнов, первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики рассказал корреспонденту PublicO:

- Мы сейчас настраиваем меры господдержки для стимулирования судостроения и судоремонта на Дальнем Востоке и в Арктике. Хороший пример — это дальневосточная судостроительная компания «Звезда», действующая на созданной и Правительством РФ территории опережающего развития Большой Камень. На заводе уже трудятся более 10 тысяч человек, объем инвестиций составил 140 млрд руб, заключены контракты на строительство 56 судов.

С учетом сегодняшнего обсуждения пойдет модернизация действующих мощностей и создание новых в Арктической зоне и на Дальнем Востоке с учетом потенциального спроса в судоремонте. Новая судоремонтная база технологически необходима именно на Дальнем Востоке. Пока рано говорить о том, где она может располагаться, но, видимо, она будет создана на существующих производственных мощностях.

Чтобы наша страна могла производить всю линейку необходимых для Арктики судов, надо будет приложить определенные усилия, в первую очередь, финансовые и технологические. Но самое важное, что у нас есть спрос на эту продукцию. В экономике всегда вначале должен возникнуть спрос, а потом уже бизнес сформирует предложение. В такой логике мы можем рассчитывать, что в стране появится производство тех типов судов, которые пока у нас полностью не локализованы.

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров