ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Цифровые деньги
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2
Автор: Вероника Днепровская, экономист, инвестиционный советник по сырьевому и фондовому рынку

Подготовка кадров по работе с ЦФА: государственное или корпоративное обучение

Цифровизация, как основной тренд в России, охватывает всё больше сфер деятельности. Цифровые финансовые активы уже стали частью рынка инвестиций и активно используются как бизнесом, так и инвесторами. Финансовый инструмент уже имеет законодательную базу и перспективы в трансграничных расчётах. Популяризация инструмента поставила новые задачи перед цифровым сообществом, а именно качественное обучение специалистов по работе с ЦФА. Какое образование лучше - корпоративное или государственное - нам предстоит узнать в будущем. А пока рассмотрим, какое обучение по цифровым финансовым активам доступно сегодня.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева прокомментировала PublicO, какая работа ведётся по вопросу подготовки цифровых специалистов:

«Цифровые финансовые активы (ЦФА) — это цифровые права, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, то есть блокчейна. Сейчас в России 11 операторов ЦФА, но оператор обмена ЦФА пока только один — и это Мосбиржа. ЦФА получили свое первое законодательное регулирование в нашей стране более двух лет назад. При этом использование возможностей ЦФА в своем бизнесе рассматривают многие предприниматели. Но только для этого необходимо подготовить качественных специалистов. Для решения этого вопроса в декабре состоялось заседание круглого стола «Цифровая экономика: тенденции, импортозамещение, безопасность» в рамках рабочей группы по криптоэкономике при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве. Среди прочего мы обсудили подготовку кадров для цифровой экономики. Благодарим главу рабочей группы —исполнительного директора РАКИБ Александра Бражникова и всех ее экспертов за продуктивную работу в интересах представителей бизнеса!»

В процесс обучения активно включилась банковская сфера. Напомню, что среди 10 аккредитованных ЦБ РФ операторов информационных систем присутствуют три банка. К примеру, «Сбербанк» запустил курсы по инвестициям и привлечению финансирования с помощью блокчейн-технологии. «Альфа-Банк», в свою очередь, совместно с ВШЭ создал программу для управления ЦФА.

Исполнительный директор РАКИБ Александр Бражников поделился с PublicO информацией о мероприятии, в котором принимал личное участие:

«8 декабря 2023 года в Московском финансово-юридическом университете МФЮА состоялось открытие кафедры «Экономика данных». В мероприятии приняли участие заместители руководителя Казначейства России Александр Албычев и Александр Михайлик, начальник Управления по надзору за аудиторской деятельностью Казначейства России Людмила Муромцева, руководитель УФК по Московской области Вера Мартьянова, статс-секретарь – заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Юрий Муценек, заместитель Министра просвещения Российской Федерации Анастасия Зырянова, советник директора Росфинмониторинга Олег Шабуневич, исполнительный директор РАКИБ Александр Бражников, представители Правительства Российской Федерации, федеральных органов власти, РАН, ректоры ведущих ВУЗов страны. Заведующим новой кафедрой стал заместитель руководителя Казначейства России Александр Михайлик.

Кафедра создана в целях развития, исследования и обеспечения качественного образования в области экономики данных и разработки подходов к применению новых технологий в экономике. Здесь будут готовить специалистов по всем цифровым специальностям в области цифровой экономики.

План на 2024 год - в Москве на базе МФЮА создать Институт цифровой экономики, где будут готовить государственных служащих, руководителей бизнеса и отдельных граждан, кому интересно данное направление».

Помимо МФЮА методы работы с ЦФА изучают в РЭУ им. Плеханова, МГИМО, РАНХиГС, Финансовом и Алтайском университетах. Количество абитуриентов на профильные программы в 2024 году может превысить 500 000 человек.

Какое обучение лучше - корпоративное или государственное?

Здесь выбирать не придётся. Стремительное развитие рынка ЦФА требует квалифицированных кадров. Поэтому сегодня любое качественное образование в цифровой сфере является стратегически важным.

Однако можно выделить ряд ключевых отличий государственных программ от корпоративных. Первые обеспечат высокие требования к студентам и будут производить систематический контроль знаний, а также станут популярны среди тех, кто хочет получить второе высшее, либо освоить новую профессию в магистратуре. Минусом государственного образования может стать отсутствие гибкости в плане совмещения работы и учёбы.

Что касается обучения в корпоративных институтах, то здесь студент сможет получить знания в нужном ему направлении у практикующих специалистов. Ещё одним плюсом корпоративного обучения является гибкость в образовательных форматах (онлайн, оффлайн).

Стремительная цифровизация экономики требует от сферы образования быстрых решений и квалифицированных кадров. Государственное или корпоративное обучение – это второй вопрос, так как сегодня важно количество и качество специалистов. Скорее всего в перспективе государственные образовательные учреждения возьмут на себя базовое обучение по профилю «Цифровая экономика», а корпоративные институты будут готовить практикующих специалистов по конкретным направлениям.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров