Рынок цифровых активов стремительно развивается. Ожидается, что к концу 2023г. его объём достигнет 60 млрд руб, в следующем году – 250 млрд руб, а уже в 2027г. – 3-5 трлн руб. Такой бурный рост можно объяснить тем, что технологический суверенитет России является одним из приоритетных направлений сегодня. Тремя ключевыми целями регулирования в цифровой сфере стали цифровой рубль, ЦФА и криптовалюта. На сегодняшний день законодательство в отношении рынка цифровых финансовых активов выглядит достаточно проработанным, хотя перспективы развития всё же есть.
ЦФА в России регулируются следующими основными законами:
- В 2021 году ФЗ № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020г. ввел понятия «цифровые финансовые активы» и «цифровая валюта». В законе были прописаны правила выпуска, обращения и учёта цифровых активов, особенности работы операторов информационных систем и операторов обмена, а также отношения, связанные с оборотом цифровой валюты на территории России.
- В июле 2022 года вступил в силу ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 14.07.2022 N 324-ФЗ, в котором были прописаны правила налогообложения ЦФА.
С какими же проблемами сталкивается рынок ЦФА сегодня?
Основная из них – это вторичный рынок, с помощью которого должна повыситься ликвидность цифрового актива на внутреннем рынке. К слову, ФЗ «О ЦФА» не ограничивает развитие вторичного рынка. Однако для его полноценного функционирования должна появится система взаимодействия между операторами информационных систем и операторами обмена.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2.
Центральный банк уже аккредитовал 11 платформ ЦФА, среди которых всего один оператор обмена, а именно Московская биржа. Будут ли появляться новые операторы обмена в ближайшей перспективе, пока непонятно, так как аккредитация – это непростой процесс. В любому случае решение уже формируется. Ожидается, что Московская биржа вскоре интегрируется в системы ЦФА-платформ и, тем самым, позволит цифровым активам одного ОИС продаваться, покупаться и даже обмениваться на активы другого.
Важным вопросом для обсуждения является отсутствие возможности у физических лиц покупать ряд ЦФА. Тогда как юридические лица могут пользоваться любыми цифровыми активами, что лишает рынок ЦФА львиной доли частного финансирования. При этом законодательство не ограничивает вторичный рынок. Поэтому вскоре начнётся его ускоренное развитие.
Проблемы двойного налогообложения гибридных ЦФА также являются базовыми на повестке дня. В целом цифровые активы облагаются налогом так же, как и ценные бумаги. Но есть исключения, связанные с особенностями некоторых активов. Так, гибридный ЦФА содержит в себе одновременно право денежного требования и право на поставку базового актива. Таким образом, за оборот ЦФА придётся заплатить НДС с полной стоимости продажи, а инвестор уплатит НДФЛ с доходов по активу.
Ещё одним вопросом в рамках правового поля является возможность использования ЦФА во внешнеэкономической деятельности. Эта тема активно обсуждается государством, ведь результаты реализации использования ЦФА в трансграничных расчётах могут позволить заменить SWIFT, а, возможно, и доллар в российской ВЭД.
Подводя итоги: с 2021 года рынок ЦФА показал значительный рост по объёму и динамичное развитие во всех сферах. Законодательная база цифровых финансовых активов находится под пристальным вниманием государственных органов, ведь планы по использованию цифровых активов уже выходят на глобальный уровень.