ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Арктический суверенитет России: возможен ли он?

Арктический суверенитет России: возможен ли он?

Сегодня в Москве открылся Саммит коренных малочисленных народов Арктики. Это довольно символическое мероприятие состоится в рамках III Всероссийского форума "Народы России" и входит в план председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 годы. Проблема в том, что и работа России в Арктическом совете, и ее председательство оказались, по сути, заблокированы после того, как весной этого года остальные государства-члены АС отказались принимать участие в заседаниях, проходящих под председательством РФ и на ее территории.

            В состав Арктического совета, созданного по инициативе Канады в 1996 году, входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Статус наблюдателей имеют Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Нидерланды, Польша, Южная Корея, Сингапур, Франция, Швейцария и Япония.

            На днях советник госдепартамента США Дерек Шолле заявил, что Арктический совет способен продолжать реализацию подавляющего большинства своих проектов и без участия Москвы. Посол по особым поручениям МИД РФ, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов по этому поводу заметил, что большинство проектов в Арктическом регионе реализуются двумя-тремя странами. Проектов, где участвовали бы все страны совета, нет, так как у стран различные приоритеты. «А если говорить о каких-либо коллективных подходах или панарктических решениях, то это требует участия всех стран по их выработке, в том числе и России», добавил дипломат.

            Предсказуемый конец Арктического совета

            Основные участники сегодняшних дебатов на PublicO — Николай Доронин и Александр Воротников — считают вполне вероятным окончательный раскол Арктического совета и возникновение на его месте двух организаций — с участием России и без нее. Из этого следует, что в том гипотетическом Восточном Арктическом совете, где будет оставаться Россия, очевидным образом будут находиться государства, не выходящие своим шельфом к Полярному кругу. Иными словами, в результате этого раскола будет взломан основной принцип управления Арктикой — приоритетное право на использование шельфа здесь имеют те государства, чья территория расположена в Полярной зоне. То есть именно члены Арктического совета.

            Это ограничение уже давно сталкивается с критикой со стороны тех государств, кто обладает необходимыми ресурсами для освоения полярных земель и вод, но кто не может похвастаться пространственной близостью к Арктике. С одной стороны, это - Китай, с другой — Великобритания. Раскол Арктического совета, если он произойдет, неминуемо вовлечет эти государства в большую Полярную игру, как бы легитимизирует их экономическое и в перспективе — военное присутствие в Северном Ледовитом океане. В каком-то смысле слом Арктической олигополии (а этот слом можно считать уже состоявшимся фактом) отчасти был мотивирован равным стремлением двух конкурентов стать полноценными полярными государствами, чему препятствовал сам формат Арктического совета и Северной полярной системы в целом.

            Великобритания после Брекзита активно формирует своего рода Северный Альянс с участием Польши и стран Прибалтики, в который теперь смогут войти также новые члены НАТО: Финляндия и Швеция. Более чем, вероятно, что вместе с не входящими, как и Великобритания, в ЕС старыми членами НАТО: Исландией и Норвегией, а также бывшим британским доминионом — Канадой, эти страны смогут организовать что-то вроде Ледовитого варианта AUKUS. С другой стороны, при всех возможностях России развивать самостоятельно арктическую территорию, безусловно, нашей стране не удастся добиться искомого заполнения Северного морского пути (до 80 млн. тонн ежегодно, на чем настаивал в прошлом российский президент) без помощи другой могущественной экономической державы. Ей в нынешней ситуации может быть только Китай.

            Если предсказуемая победа республиканцев в 2022 на промежуточных выборах и очень вероятный их успех на выборах основных в 2024 году не изменит радикальным образом ситуацию на Украине, то есть курс Байдена на поражение России сохранится, можно предполагать с большой уверенностью, что основным фронтом новой Холодной войны станет именно Арктика. Проблема состоит лишь в том, что в этом случае именно Россия окажется своего рода военным прикрытием Китая в той примерно степени, в какой Украина сейчас является военным щитом «коллективного Запада». Будем надеяться, что в среде республиканских политиков имеется критическое число тех, кто понимает, насколько эта ситуация опасна для мировой системы в целом. И что по этой причине гораздо выгоднее было бы возобновить деятельность Арктического совета в прежнем формате, возможно, несколько расширив тематику его заседаний, включив в нее и вопросы безопасности.

            Земля будущего

            На территории региона хранятся полезные ископаемые на 2 трлн дол.  Не менее 25% всех неразведанных углеводородов находится именно в арктической зоне. Из всех стран, имеющих выход к Северному Ледовитому океану, больше половины ресурсов приходится на долю России.

Углеводородный потенциал арктического шельфа оценивается в 100 млрд тонн в нефтяном эквиваленте. Добыча в Арктике может продолжаться еще около 200 лет. В Русской Арктике проходит Северный морской путь протяженностью 5 556 км, который соединяет Баренцево море и Берингов пролив. Он является кратчайшим путем между Европой и Азией, а также между Дальним Востоком и европейской частью России. Как сказал нам крупнейший российский эксперт по Арктике Алексей Фадеев, «Российская Федерация имеет, во-первых, самую протяженную сухопутную линию побережья в Арктике — 22 тысячи километров, а во-вторых, из 4,5 миллионов жителей, проживающих за Полярным кругом, более 2 миллионов проживают на территории нашей страны».

Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков недавно сказал: «Россия в Арктике навсегда. Это ведущая мировая арктическая держава, которая успешно развивает экономику и защищает рубежи». Весной президент Владимир Путин провел совещание по Арктике, на котором заявил, что арктическим планам надо уделить особое внимание и не откладывать их реализацию. Среди них - развитие СМП, строительство Северного широтного хода, оптимизация северного завоза, научные и экологические проекты. В бюджете на 2023-2025 года расходы на социально-экономическое развитие Арктической зоны будут выше, чем планировалось ранее: в 2023 году они вырастут на 0,5 млрд руб до 6,9 млрд.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков говорит: "Арктика — это зона нашей экономической, хозяйственной деятельности, зона обеспечения нашей безопасности, собственно, сфера наших жизненных интересов. Взаимодействие с другими странами, тем более с КНР, направлено исключительно на дальнейшее развитие этой Арктической зоны и не может представлять угрозы ни для одной другой страны или объединения".

Наша страна развивает и будет развивать свои арктические проекты даже вне международного сотрудничества просто потому, что на эту зону приходится около 20% национальной территории. Так, Роскосмос спланировал график разработки и запуска спутниковой группировки для обеспечения Северного морского пути, так как считает это своим самым приоритетным проектом.

«Соперничество усилится»

Значение арктической зоны для мировой экономики и политики прекрасно известно на Западе. Так же, как и объем российской ответственности и компетенций в Арктике. Председатель правления Проектного офиса развития Арктики Николай Доронин говорит в интервью PublicO: «Единственный вариант, который могут предпринять США, — это создание нового Совета по Арктике, без участия России. Но это будет столь же бессмысленно, как и попытка игнорировать Россию в высоких широтах. Половина всей территории и половина населения приходится на российскую юрисдикцию. Тем более Россия обладает самыми современными технологиями по освоению Арктики, включая ледокольный флот, научные базы, центры спасения, Северный флот, опорные города и, что самое главное, стратегию жизни в Арктике».

Начальник штаба ВМС США адмирал Майкл Гилдей в октябре заявил, что через четверть века основные торговые пути между Азией и Европой переместятся в Арктику. "Торговые пути между Азией и Европой фундаментальным образом изменятся в следующие 25 лет. Соперничество в этом пространстве - из-за ресурсов, из-за присутствия - усилится. И потому мы все больше работаем в Арктике с союзниками и партнерами", - заявил адмирал, имея в виду Финляндию, Швецию и Исландию. "Нам теперь намного комфортнее там действовать. Я бы ожидал, что китайцы будут действовать таким же образом. Так что мы встретимся в этом свободном и открытом арктическом пространстве и, будем надеяться, станем мирно действовать вместе".

В недавно опубликованной Стратегии по национальной безопасности США говорится: "Соединенные Штаты хотят видеть регион Арктики мирным, стабильным и процветающим, местом (международного) сотрудничества <...> Россия за последнее десятилетие существенно нарастила свое присутствие в Арктике, модернизировав свою военную инфраструктуру и нарастив интенсивность военных учений и тренировочных операций. Ее агрессивное поведение обострило геополитические трения в регионе, создавая риски непреднамеренных конфликтов и подрывая сотрудничество». В документе сказано, что Китай наращивает «свое влияние в Арктике, стремительно увеличивая инвестиции». Поэтому США планируют обозначить свое присутствие в регионе.

Вспоминается случай, когда на совместных учениях Trident Juncture в 2018 году американская подлодка застряла во льдах. Наверное, американский сенатор Ангус Кинг тоже вспомнил этот инцидент. "Если взглянуть на Средиземное море, то там шли войны более тысячи лет, чтобы определить отношения между странами, расположенными вокруг Средиземного моря. Вопрос состоит в том, можем ли мы открыть Арктику и избежать конфликта", – говорит он. И про Россию: «У России около 40 ледоколов, а у нас только один… У России огромная протяжённость границы в Северном Ледовитом океане, которую она сейчас до чёртиков милитаризует».

Насчет российской милитаризации Арктики американцам бы помолчать. У Соединенных Штатов уже есть 8 военных баз в арктическом регионе. К ним добавляются базы союзников: Дания (5 баз), Норвегия (5 баз), Исландия (1 база). Итого – 19. Если Америка договорится со Швецией и Финляндией, которые собираются присоединиться к блоку, она получит доступ еще к девяти. А в апреле 2021 года США и Норвегия подписали соглашение о строительстве 3 авиа- и 2 военно-морских баз.

Но декларации о стремлении к мирному сотрудничеству в Арктике можно только поддержать. Всем понятно, что этот важный, но крайне хрупкий регион можно изучать и осваивать только совместными усилиями. Поэтому даже в нынешних тяжелых обстоятельствах не затихает научный международный диалог по Арктике. Профессор СПбГУ Александр Сергунин на VII Международной научной конференции "Арктика: история и современность", прошедшей недавно в СПбГУ, сказал: «Научное сотрудничество осталось одним из немногих каналов, с помощью которого можно поддерживать более-менее нормальные отношения и реализовывать какие-то интересные задумки… Ученые (занимающиеся Арктикой) понимают, что Россия контролирует половину арктической территории. Без данных, которые поступают отсюда, итоги научных исследований не будут полноценными».

К Арктике с учетом ее будущего значения все больше присматриваются совсем не северные страны. И очень символично, что на сегодняшнем символическом форуме коренных народов Арктики в Москве символически принимают участие представители Монголии и коренных малочисленных народов Китая.

Александр Богомолов, Борис Межуев специально для PublicO

Новости партнеров